В 1842 году Н.В. Гоголь написал повесть «Тарас Бульба». Для него не была важна историческая достоверность описываемых событий. Писатель ставил перед собой совсем другую задачу. Он стремился показать героя, который главную цель своей жизни видит в освобождении родной земли. И ради достижения этой цели он не жалеет ничего и никого.
Таков главный герой повести Тарас Бульба. «Это был один из тех характеров, которые могли возникнуть в тяжелый XV век…». Н.В. Гоголь любуется своим героем, восхищается его умом, силой и могучим духом. Всем своим обликом Тарас Бульба напоминает героев народных сказаний, былин, героических песен. Описывая время, когда жил старый казак Бульба, Гоголь пишет, что «русский характер получил здесь могучий, широкий размах, дюжую наружность».
Гоголь не дает подробного портрета главного героя повести. Его внешность рисуется несколькими скупыми штрихами. Авторскую оценку образа Тараса Бульбы читатель получает из описания сначала убранства его дома, а позже из описания его поступков в различных жизненных ситуациях: у себя дома, среди товарищей в Запорожской Сечи, в бою; в момент казни собственными руками предавшего товарищей младшего сына Андрия; на площади в Варшаве во время казни старшего сына Остапа; на костре, который пылает у него под ногами.
И везде писатель подчеркивает недюжинную силу своего героя, его верность товариществу, общему делу, его могучий, несгибаемый дух, его ум и смекалку. Мирная, праздная жизнь в Сечи не по душе старому воину. Он хочет настоящего дела. Но отказывает ему кошевой в организации похода на врагов. И хитрый воин Тарас Бульба, «сговорившись с тем и другим», избирает другого кошевого.
Пламенная речь Тараса о товариществе перед решительным сражением зажигает великим огнем самопожертвования ради общего дела сердца и старых, и молодых казаков: «Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старым родителям, родившим их».
<span> Рисуя картины боя, Н.В.Гоголь использует приемы, принятые при изображении былинных героев: «Там, где прошли незамайковцы – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!» Старый воин Тарас Бульба рубит «в капусту встречных и поперечных». Но особой силой звучат заключительные слова Гоголя о своем герое, который является воплощением русского духа, могучей русской силы: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!»</span>
Степень годности к чему либо, уровень подготовности
Не стоило потому что оно от чужого человека, предупреждения: кто - родители, что - не выходить из башни,где - в башне, когда -на ее день рождения, почему - что бы не слчилось пророчество о ее смерти
Действие происходит на фоне прекрасной восточной природы.В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли, — пишет поэт. И нам сразу представляются раскидистые высокие красавицы, которые берегут под «кущей зеленой», дарящей отдых и прохладу, ленточку ручейка с холодной водой. Многие годы журчал студеный родник, а роскошная листва ждала под свою тень уставшего путника. Но никто не приходил к пальмам и не склонялся к живительному ручью, напрасно ждали они странника, который, утомившись от зноя, остановился бы отдохнуть в тени деревьев, с благодарностью приник к «влаге студеной» родника. «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?» — обращаются пальмы к Богу, недовольные своей несправедливой судьбой. И что же ждет их в ответ? Небо услышало мольбу: вдали появился долгожданный караван.
Устроились путники отдохнуть в тени деревьев, наполнили кувшины водой из родника. Казалось бы, оправдались наконец долгие годы ожидания. Но, лишь только спустился вечер, жестокие люди срубили под корень деревья. Дети оборвали зеленую листву, сами пальмы были безжалостно изрублены, «и медленно жгли их до утра огнем». А утром караван спокойно продолжил свой путь, оставив после себя лишь бесплодную почву. И что же мы видим теперь? Вместо зеленой сени листьев, «ныне все дико и пусто кругом». Не с кем пошептаться роднику. Он уже не струится, как прежде, журча холодной волной.
Напрасно пророка о тени он просит —
Его лишь песок раскаленный заносит...
Так бессмысленно погибли гордые пальмы, которые видели смысл всей своей жизни в том, чтобы радовать глаз, дарить влагу и прохладу среди знойной песчаной пустыни. Красота, которая существовала в этих краях долгие годы, была уничтожена в один момент. Разве задумались эти люди, что оставили они после себя? Такая жестокость людей непростительна!
Стихотворение «Три пальмы» удивляет своей красочностью и силой. Большое впечатление произвело оно и на выдающегося русского критика В. Г. Белинского. «Какая образность! — так все и видишь перед собою, а увидев раз, никогда уж не забудешь! Дивная картина — так и блестит все яркостию восточных красок! Какая живописность, музыкальность, сила и крепость в каждом <span>стихе...», — писал он. В Сирии это стихотворение Лермонтова переведено на арабский язык, и дети в школах учат его наизусть.</span>