Повесть «Капитанская дочка» посвящена истории нашей страны. В ней Пушкин пытается ответить на вопрос: кто наиболее активная сила в истории — личность или народ? Автор, используя обширный исторический материал, показывает противоречия русской жизни. Выступления крестьянства против крепостного права способствовали формированию в передовой части общества мысли о необходимости ликвидации крепостничества в России. В начале повести образ мятежного народа — случайный, возникающий только из разговоров. Гринев, приехав в крепость, при первой же встрече с капитаном Мироновым заводит речь о восстании: «Я слышал, что на вашу крепость собираются напасть башкирцы». «Пустяки! — сказал комендант. — У нас давно ничего не слыхать!» Но потом события развивались стремительно, и далекий мятеж, не тревоживший офицеров крепости, получил название «пугачевщина». Угнетенный народ пошел за Пугачевым, несмотря на жестокие меры правительства по усмирению бунта. В повести «Капитанская дочка» вооруженный народ подступил к Белогорской крепости. Штурмующих не испугали залпы пушек — они ворвались в крепость. Весь гарнизон (за исключением Миронова, Гринева и одного поручика) сдался и бросил оружие. Гринев становится свидетелем массового восстания: «Жители выходили из домов с хлебом и солью. Раздавался колокольный звон. Вдруг закричали в толпе, что государь на площади ожидает пленных и принимает присягу. Народ повалил на площадь». Крестьянское восстание Пугачева возникло стихийно. Не было четкой цели и общих интересов у крестьян и казаков. Невыносимо тяжелая жизнь заставила их пойти на бунт. Пушкин в повести «Капитанская дочка» сумел показать внутренний мир этих простых людей. Вот как он описывает их взаимоотношения со своим предводителем: «Все обходились между собой как товарищи и не оказывали никакого особенного предпочтения своему предводителю. Разговор шел об утреннем приступе, об успехе возмущения и о будущих действиях. Каждый хвастал, предлагал свои мнения и свободно оспаривал Пугачева. И на сем странном военном совете решено было идти к Оренбургу: движение дерзкое...».
Пять дней он пробыл в лесу
Кредо не склоняется. Кредо Печорина - мне всё позволено. Я имею право на всё. Я абсолютно свободен в своих желаниях и решениях.
Можно так жить? Конечно. Роман этому пример. Делал всё, что хотел. Никто и ничто не могло остановить Печорина. Всё ему удавалось, всего он добивался, сма удача шла ему в руки - об этом последняя новелла "Фаталист"
Стал ли он при этом счастливым? О том, что приносила встреча с ним дргим людям, говорить не стоит. Игра с людьми - наслаждение для играющего в миг игры, можт быть, и гибель для них - об этом тоже роман: кто-то гибнет букально - Бэла и её семья, Грушницкий, - кто-то - растоптан душевно, как княжна Мери, -кто-то остался без средств к существованию - глава "Тамань"
Так сам-то Печорин счастлив? - смотри главу "Максим Максимыч" - а жить-то, оказывается, и нечем, отказавшись от людей, поставив себя над ними...
Ну, как насчёт заумных слов? Вроде в рамках?!!
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на берег. Вошли в лес, стали разводить костер. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
<span>А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка. </span>
<span>Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю оставшуюся жизнь они никогда уже не улыбались. </span>
<span>Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живет, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не веселым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны.</span>
Пройти мимо чужой беды или помочь близким,безразлично созерцать горе,проблемы вокруг,думая только о себе или попытаться сделать мир лучше,подарить надежду,проявить сострадание -это личный выбор каждого человека,зависящий от него самого.В литературе много примеров равнодушных героев-эгоистов,но гораздо больше персонажей стремящихся разделить радости и горе окружающих, дающих людям теплоту своей души. Сочувствие,сострадание помогают нам стать добрее,сделать жизнь светлее и лучше.
Сочувствие,спасшее жизнь людей описана А.Куприным в рассказе "Чудесный доктор".Доктор не прошёл мимо беды,откликнулся на чужое горе.Он спас не только умирающего ребёнка,а всю семью Мерцаловых сделал счастливой,кардинально изменив судьбу чужих ему людей.Главная мысль рассказа "Чудесный доктор" -в каждой жизни есть место "чуду","мир не без добрых людей."Не стоит отчаиваться,всегда найдутся сострадательные люди с большим сердцем,которые придут на помощь в самых сложных жизненных ситуациях.
Обыкновенные чудеса могут происходить не только на Рождество,такие люди ,как доктор Пирогов живут среди нас,сея добро и даря надежду отчаявшимся и попавшим в беду."Всякая помощь хороша вовремя" и жизнь дана на добрые дела,неравнодушные люди никогда не пройдут мимо чужой беды.
Создавая образы различных людей в своих произведениях,Куприн призывает нас быть более внимательными,добрыми к окружающим,проявлять сострадание и отзывчивость к ближним,не оставаться равнодушными к страданиям людей.Тогда наша жизнь наполнится особым смыслом,а мир станет добрее и прекраснее.