Цели: Продолжить обучение анализу эпического произведения через исследование текста. Дать ученикам почувствовать динамику чувств в отдельной сцене и представить в целом всю линию отношений Маши и Владимира Дубровского. Совершенствовать, активизировать читательское восприятие, эмоции, подвести к основной мысли произведения. Формировать умения: выразительно читать, аргументировать мнение цитатами из произведения, пересказывать от лица героя. Закрепить понятия: сюжет, композиция, цитата, антитеза. Воспитывать нравственные категории: честь, любовь, доверие, ответственность за выбор.
Оборудование: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. 6 класс. В 2 ч.– М.: Просвещение, 2010 г., тетради, медиаустановка, презентация к уроку, кинофильм Дубровский”, разрезные карточки, цветные мелки.
1. Организационный момент
Учитель: Мы изучаем такое интересное произведение. Кто напомнит его автора и название?
Слайд 1, Приложение 1.
– Роман этот любят во всем мире: под впечатлением этого шедевра художники рисуют, композиторы сочиняют музыку, режиссеры ставят спектакли и кино, поэты пишут стихотворения. Сейчас вы услышите стихотворение, которое вкратце напомнит сюжет романа. А что такое сюжет? Проверьте. Слайд 2
Сегодня ночью я не спал, Я повесть Пушкина читал “Дубровский”. И надо мною дух летал, Мятежный дух его и звал меня Дубровский… Усадьбы жёг и в гневе я Богатых грабил, будто я – Дубровский. И мною правил сатана В безумной мести за отца – я был Дубровским.
Не знал, история твоя Так сможет потрясти меня, Дубровский. Ты близок мне и, как в аду, Сегодня ночью я горю с тобой, Дубровский. Твоя мечта, твоя судьба С Россией венчана была, Дубровский.....
Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, нога его поминутно вязла в болоте, – он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окруженной лесом; ручеек извивался молча около деревьев, полуобнаженных осенью.
Он мало занимался воспитанием маленького Саши, давал ему полную свободу повесничать, и не строго взыскивал за уроки, задаваемые только для формы – зато с большим прилежанием следил за музыкальными успехами своей ученицы, и часто по целым часам сиживал с нею за фортепьяно.
Не обратила никакого внимания на молодого француза, воспитанная в аристократических предрассудках, учитель был для нее род слуги или мастерового, а слуга иль мастеровой не казался ей мужчиною. Она не заметила и впечатления, ею произведенного на Дефоржа, ни его смущения, ни его трепета, ни изменившегося голоса.
Любил ее до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением. Уверенный в ее привязанности, никогда не мог он добиться ее доверенности. Она привыкла скрывать от него свои чувств и мысли, ибо никогда не могла знать наверно, каким образом будут они приняты. Она не имела подруг и выросла в уединении.
– Проверьте. Слайд 4
Тема: Слайд 5 Цели : Слайд 6
Проверка домашнего задания
– Как вы назвали главы? Слайд 7
XI – Превращение в Дефоржа. XII – Откровение Дубровского. XIII – Князь Верейский. XIV – Сватовство. XV – Предложение помощи. XVI – Маша под арестом.
* К какой главе относятся иллюстрации на доске? (Свидание Владимира и Маши.)
Домашнее задание
Слайд 8
Знать главу XVII, выразительно читать и озаглавить её.
Стр. 123
она “..как небесное видение”, ему посланное Богом, судьбой для спасения от зла
– А у Маши какое чувство к нему (тогда еще к Дефоржу)?
Стр. 102,103
уважение к слуге за...
теперь возродился:храбрость не грабит простил
Вывод: Слайд 11 (анализ цитат)
Любовь творит чудеса. – Что мешало любить? Стр. 122
Ничто, душа свободна <—> законы общества = оковы послушная Честная
– Какое событие произошло в её жизни, как гром среди ясного неба?
Пересказ о сообщении Маше отцом страшной новости от её лица.
– Почему Маша не сразу обратилась за помощью к Дубровскому?
1.Охотник рад возвращению в родную деревню. 2.Деревенские ребятишки разглядывают незнакомого барина. 3.Воспоминания охотника о детстве, забавах с крестьянскими детьми. 4.Раздумья о детском труде. 5.Встреча поэта с «мужичком» Власом. 6.Представление Фингала для деревенских зрителей. 7. Проза разлучает с крестьянскими детьми.
Тема сонета - оспівування довершеності коханої, прославлення одухотворюючої сили кохання. Основна думка: довершеність коханої, просвітлює, поєднує людей, кохання здатне творити дива, робити світ кращим.
Поет використовує такі художні засоби.
Метафори: гординя й гнів од неї геть біжить; марніє розум і мовчать уста.
Анафора: Хто чув її,- смиренність дум свята
\ Проймає в того серце добротливо.
\ Хто стрів її, той втішений сповна.
Риторичне питання: О донни, як їй скласти прославляння?
Царица (мачеха): "Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива."
Эпитеты: -правда молодица-значит молодая,статная,видная дама; -высока, стройна, бела-высокая,стройная и с красивым лицом; -умом и всем взяла-умная,всем хороша; -горда,ломлива-гордая,капризная,упрямая; -своенравна и ревнива-любит делать всё по-своему,ревнивая,внимание должно уделяться только ей. -добродушна, весела-только с зеркальцем, -гордо глядясь-гордилась своей красотой.
Царевна: "Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого."