С крыши дровяного сарая я разглядывал клубы дыма от горевшего леса. Горело далеко, но город страдал от удушливого запаха. Внизу захныкала соседская девочка Фенька – какой-то мальчишка отобрал у нее конфету. Пришлось спускаться и наподдать вору, чтобы не обижал впредь пятилетнюю девочку. Злодей выплюнул конфету на землю и убежал. Девочке я запретил ее подбирать и предложил сходить к ее маме попросить еще одну. Следом увязался щенок Брутик, распробовавший конфету и желавший получить еще.
Фенькина мама была заплакана и встревожена. Она попросила меня посидеть немного с дочкой, и отказаться я не смог.
Скучая, мы подошли к окну. Оттуда виднелся столб дыма, но не от горящего леса, а гораздо ближе. На улице что-то творилось: ехали на грузовиках люди, шли колонны, галопом мчали всадники.
Шнырявшие внизу мальчишки уже все наверняка знали, а я сидел здесь! Мы собрались уже поругаться с Феней, когда вернулась ее мама, которая объявила, что сейчас они едут на аэродром.
Я никогда не был там. Робея, попросился с ними и получил согласие. Примчавшись домой, предупредил маму. Она была недовольна, но отпустила.
На аэродром нас пропускать не хотели, но услыхав, что едет жена летчика Федосеева, позволили проехать.
Оказалось, что пробравшиеся белые подожгли лес и хотят уничтожить наш завод. А Федосеев на легком самолете полетел обследовать масштабы лесного пожара и пропал.
Когда мы ехали обратно, прокололась камера. Пока водитель ремонтировал машину, я стал слоняться в лесу. Постепенно углубившись, я услыхал далекий звон. Повернул обратно и услыхал, как гудит наша машина. Значит, тот звук был не от такси.
Я пошел на звон. Следом побежал Брутик. Лес уплотнялся, и вскоре я понял, что заблудился. Утром мы вышли к источнику звука: человеку, колотившему гаечным ключом по корпусу самолета. Это был Фенин отец.
Федосеев повредил ногу и, узнав, что я тоже заблудился, показал выход из леса. В воздухе тянуло гарью, а до людей было далеко. Я побежал.
Впереди показалась речка. Людей рядом не было. Придется плыть, а плавал я плохо. Забыв свои страхи, вошел в воду. Сзади скулил Брутик. Посреди речки он стал карабкаться мне на голову, топить. Я стал уже идти ко дну, как огромный пес вытащил меня из воды.
Второй пес пришел по моему следу от дороги к летчику. Он прислал следом за мной людей.
Огонь потушили, а спасенный летчик подарил мне компас.
Чтобы сделать что-то важное, нужно переступить через свои страхи.
В своих произведениях Лермонтов учитывал творческий опыт Байрона, бывшего долгие годы его кумиром, оттого можно говорить о героях Лермонтова как о байронических героях. Байронический герой – это романтический герой высшего качества, герой-мятежник с огненной натурой. Никакие обстоятельства не могут его сломить. Эти качества особенно привлекали Лермонтова, и именно их он выписывает в своих героях с особой тщательностью. Таков и романтический герой Мцыри, которого можно назвать идеалом романтического героя.О жизни Мцыри, вернее о ключевых ее моментах, мы узнаем из первых уст, так как Лермонтовым для поэмы выбрана форма исповеди. Это один из самых популярных жанров романтизма, поскольку исповедь позволяет открыть глубины человеческой души, сделав рассказ одновременно эмоциональным и искренним. Герой помещен в необычное место: в монастырь на Кавказе, а Кавказ для русского человека тогда казался очень экзотическим краем, средоточием вольности и свободомыслия. Черты романтического героя «Мцыри» прослеживаются уже в том, как мало читателю рассказывается о предыдущей жизни героя – всего лишь несколько скупых фраз о его детстве. Его жизнь в монастыре окутана тайной, такой характерной для романтических произведений. Маленьким Мцыри был взят в плен русским генералом и привезен в монастырь, где он и вырос – вот что известно читателю. Но сам Мцыри – не обычный монах, он обладает совершенно иным характером, по своей натуре он бунтарь. Он так и не смог забыть своей родины и отказаться от нее, он жаждет настоящей жизни и готов заплатить за нее любую цену.
Легко ли было Мцыри решиться на побег от спокойного существования в своей келье? Очевидно, что монахи, вылечившие и воспитавшие Мцыри, не желали ему зла. Но их мир не может стать Мцыри, поскольку он создан для другой жизни. И во имя ее он готов пойти на риск. В соответствии с романтической традицией здесь противопоставляется жизнь в монастыре и жизнь за его пределами, причем первая символизирует несвободу и скованность человеческой личности, вторая же является идеальной жизнью. Именно к ней и стремится Мцыри, рожденный для свободы. Его побег – это бунт против традиций, показательно, что совершается он в бурную грозовую ночь, когда монахам положено молиться, боясь «гнева божьего». У Мцыри же гроза вызывает восторг, желание породниться с непокорной стихией: «я, как брат…». Искренность героя побеждает в нем показное монашеское смирение – Мцыри оказывается на свободе.
Н. В. Гоголь родился и вырос на Украине. Я думаю, именно поэтому основными темами его творчества были культурные традиции, сила, величие и героическое прошлое украинского народа, которые ярко отразились в повести «Тарас Бульба» — прекрасном литературном памятнике XIX столетия. С главным героем повести Тарасом Бульбой мы знакомимся на первых страницах произведения. Это старый полковник с грубым, прямым нравом, любящий суровый и бесхитростный казацкий быт. Жизнь для Тараса Бульбы — это родная Украина, и всю свою деятельность, всю кипучую, неуемную энергию направляет запорожец на ее защиту. А в те далекие времена много врагов было у нашей земли. «Чтобы басурманов били, и турков бы били, и татарву бы били... и ляхов бы били», — наставляет старый казак своих сыновей.
Отважный атаман, верный и преданный товарищ, Тарас Бульба своими пламенными речами зажигает огонь в сердцах запорожцев, готовых бесстрашно следовать за ним хоть в ад, хоть в рай.
Через много кровавых битв прошел Тарас Бульба: видел смерть товарищей, пережил предательство младшего сына Андрия и страшную казнь старшего — Остапа. Но никакие удары судьбы не могут сломить его мятежный дух, отвести от главной цели — мести угнетателям украинской земли.
Трагичен и прекрасен конец жизненного пути Тараса Бульбы. Пригвожденный к дереву, он думает о спасении казаков, из последних сил кричит им: «Прощайте, товарищи! Вспомните меня... прибывайте сюда вновь да хорошенько погуляйте!» А в это время костер под ним был разведен, огонь захватывал его ноги. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» — с гордостью за своего героя и болью за него восклицает писатель.
В образе Тараса Бульбы — главного героя одноименной повести Н. В. Гоголя — воплощены все лучшие качества, присущие героической личности эпохи борьбы украинского народа за освобождение от гнета поляков.
Вся жизнь Тараса была неразрывно связана с Сечью. Суровый и непреклонный, он «отличался грубой прямотой своего нрава» и вел жизнь, полную невзгод и опасностей. Тарас был создан не для семейного очага, а для «бранной тревоги». Его «нежба» — чистое поле да добрый конь. Служению «товариществу», отчизне он отдавал всего себя и в людях ценил прежде всего мужество и преданность идеалам Сечи.
Это был один из числа коренных, старых полковников — мудрый и опытный предводитель казацкого войска. «Все давало ему перевес перед другими, — пишет Гоголь, — и преклонные лета, и
опытность, и уменье двигать своим войском, и сильнейшая ненависть к врагам...» Бывалые казаки, признавая за ним первенство, выбрали Тараса Бульбу наказным атаманом, потому что не было из них никого «равного ему в доблести».
Многие перенимали в то время польские обычаи, заводили роскошь, прислугу, обеды, дворы. Тарасу все это было не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и «перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов».
Ярко раскрывается характер Тараса Бульбы в трагическом конфликте с его младшим сыном Андрием. Он считал, что «нет лучшей науки для молодого человека, как Запорожская Сечь», и мечтал о том дне, когда явится со своими сыновьями на Сечь и скажет: «Вот посмотрите, каких я молодцов привел вам!», как представит их своим старым, закаленным в битвах товарищам, как поглядит на их подвиги в ратном деле. Младший сын не оправдал надежд отца. Любовь к полячке отгородила Андрия от боевого товарищества, от отца, от отчизны. Он предал, совершил самый тяжкий грех и достоин был теперь только позорной смерти. Человек суровой и вместе с тем нежной души, Тарас не чувствует жалости к сыну-предателю. Без колебаний, с сознанием великой правды того дела, которому служит, он совершает свой приговор: «Я тебя породил, я тебя и убью!»
А сколько отваги в поведении Тараса, пробирающегося на территорию врага в надежде повидать Остапа! Затерявшись в толпе чужих людей, «еретиков», он смотрит, как выводят на лобное место его старшего сына. «Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце?» — восклицает Гоголь. Но ничем не выдал своего страшного душевного напряжения Тарас. Глядя на сына, мужественно переносящего нечеловеческие страдания, он тихо приговаривал: «Добре, сынку, добре!» И только один раз не выдержало сердце бывалого казака. Когда сына «подвели к последним смертным мукам», и Остап, напрягши все свои силы, воскликнул: «Батько! Где ты? Слышишь ли ты?» — среди тишины раздался голос Тараса: «Слышу!» И этот голос заставил вздрогнуть «весь миллион народа».
В литературу вошёл серией путевых очерков «От Урала до Москвы» (1881—1882), опубликованных в московской газете «Русские ведомости». Затем в журнале «Дело» вышли его очерки «В камнях», рассказы («На рубеже Азии», «В худых душах» и другие). Многие были подписаны псевдонимом «Д. Сибиряк».
Первым крупным произведением писателя был роман «Приваловские миллионы» (1883), который на протяжении года печатался в журнале «Дело» и имел большой успех. В 1884 году в журнале «Отечественные записки» появился роман «Горное гнездо», закрепивший за Маминым-Сибиряком репутацию выдающегося писателя-реалиста.
Продолжительные выезды в столицу (1881—1882, 1885—1886) упрочили литературные связи Мамина-Сибряка. Он познакомился с В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским, В. А. Гольцевым и другими писателями. В эти годы писал и печатал много небольших рассказов и очерков.
Последние крупные произведения писателя — романы «Черты из жизни Пепко» (1894), «Падающие звезды» (1899) и рассказ «Мумма» (1907).
<span>В своих романах и рассказах писатель изображал жизнь Урала и Сибири в пореформенные годы, капитализацию России и связанную с этим процессом ломку общественного сознания, норм права и морали.
</span>Дми́трий Нарки́сович Ма́мин-Сибиря́к<span> (настоящая фамилия </span>Мамин; годы жизни 1852—1912) — русский прозаик и драматург.<span>Родился </span>25 октября<span> (</span>6 ноября) 1852 года<span> на </span>Висимо-Шайтанском заводе<span> в семье заводского священника Наркиса Матвеевича Мамина (1827—1878). Получил домашнее образование, затем учился в Висимской школе для детей рабочих, позднее в </span>Екатеринбургском духовном училище<span> (1866—1868) и в </span>Пермской духовной семинарии<span> (до </span>1872 года<span>, полный курс не окончил).
</span><span><span>В честь писателя названо несколько улиц, в том числе одна из них находится в Екатеринбурге.</span><span>К 150-летию со дня рождения писателя, в 2002 году Союз писателей России и Ассоциация писателей Урала учредили Премию имени Д. Н. Мамина-Сибиряка, ежегодно вручаемую авторам, чьи работы так или иначе связанные с Уралом. Первое вручение премии прошло в ноябре 2002 года на родине писателя, в посёлке Висим (Свердловская область).</span><span>В Екатеринбурге на улице Пушкина есть дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка, открывшийся в 1946 году.</span><span>В п. Висим Свердловской области (в окрестностях Нижнего Тагила), на исторической родине писателя, на улице Д. Н. Мамина-Сибиряка находится другой дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка[4].</span></span>