Просто, берёшь и учишь, труд и старание)
In our country school begins at the age of six. Many boys and girls usually leave school at the age of seventeen.
School year begins on the first of September. It is the Day of Knowledge. Children going to school with their bags and flowers on the first school day look so clean and nice. Some of them wear uniforms, but some don’t.
Classes usually begin at eight. At primary school children have classes five days a week. Saturdays and Sundays are days off. Every day schoolchildren have five or four lessons. Pupils sit in rows and follow a regular timetable. There are many different subjects on the timetable. Children study Belarusian and Russian, Maths, Nature Study, Art, Music, PE and Handicraft. Many schoolchildren study English. After the second lesson they have lunch.
When classes are over about one o’clock, many pupils have dinner at school. After classes they gо in for sports, dancing, drawing and other activities. They often visit museums and other famous and interesting places, theatres and cinemas with their teachers.
Schoolchildren have autumn, winter and spring holidays for ten days. School is over at the end of May and summer holidays are the longest.
When you leave school you understand that the time to choose your future proffession has come. It's not an easy task to make the right choise of a job. It's known that each school leaver has to make a serious decision.
Рассказ М.А. Осоргина необычен. Он не юмористический, а скорее, иронический.
В первой же фразе содержится утверждение-вопрос, что вещи «живут своей особой жизнью». «Часы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит… раздвинутые ножницы кричат», – это утверждение обосновано с помощью языковых средств, олицетворений, метафор. Олицетворение наделяет неодушевленный предмет свойствами одушевленного: часы, как говорится, идут, но у автора они не просто идут, а шагают, а хрипящий бой передан как хворь и кашель. Метафора подразумевает скрытое сравнение, основанное на сходстве или контрасте значений. Поэтому у автора вещи наделены характерами, причем вещи повседневные – «вещи-труженики»: «демократический стакан», «интеллигент-термометр», «реакционная стеариновая свечка». Действительно, измерение температуры предполагает наличие хотя бы самых общих знаний из физики и медицины, а свечка в век развития электричества уже представляется чем-то устаревшим. В украшениях автор видит «что-то паразитическое», а в чайнике – «добродушного комика». Все эти определения говорят о наблюдательности и зоркости писателя, о его тонкой иронии по отношению к бытовым явлениям.
Показательной стала история пенсне. Приведя пример, как неожиданно теряются вещи, автор рассуждает об их намеренных действиях, когда они потом так же неожиданно находятся. Это юмористическое наблюдение сродни известному «закону подлости». Пенсне исчезло у автора во время чтения. Обыскав все карманы, кресло, книгу, автор его не нашел. Далее излагается история поисков пропавшего пенсне, дошедшая до генеральной уборки квартиры. «Вся квартира обновилась, посвежела – но пенсне не было». Приятель автора пытался разгадать загадку «индуктивным способом», начертив план комнаты и долго размышляя. Поиски таким путем тоже ничего не дали. Автор иронически замечает, как изменился характер его знакомого. Пенсне нашлось неожиданно, и писатель убежден, что это не курьезный случай. «Нужно было видеть физиономию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки», чтобы понять, что это не случайность. Вещь одушевлена и имеет свой характер, и автор относится к ней как к существу одушевленному: «Я сильно наказал гуляку». Как у одушевленного существа бывает смерть, такова и смерть пенсне: «кончило это пенсне трагически», разбившись в мелкие осколки.
Такой подход автора к вещам интересен, его наблюдательность говорит о чутье художника, а речевая выразительность – о писательском мастерстве.
Sorry I didn't come up to Instagram for that, thank you all is great how are you?