Вот тебе держи выбирай что нибудь.Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал,
Изображён на портрете
Был молодой генерал.
«Кто это? - спрашивал Саша. -
Кто?..» - «Это дедушка твой». -
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
«Что же не вижу его я?»
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
«Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он... жив? говори!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь».
- «То-то... ты скажешь, смотри!..»
II
«Дедушку знаешь, мамаша?» -
Матери сын говорит.
«Знаю», - и за руку Саша
Маму к портрету тащит,
Мама идёт против воли.
«Ты мне скажи про него,
Мама! недобрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!»
- «Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный». - На грудь
Голову скрыла мамаша,
Тяжко вздыхает, дрожит -
И зарыдала... А Саша
Зорко на деда глядит:
«Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдём-ка гулять...»
III
В доме тревога большая.
Счастливы, светлы лицом,
Заново дом убирая,
Шепчутся мама с отцом.
Как весела их беседа!
Сын подмечает, молчит.
«Скоро увидишь ты деда!» -
Саше отец говорит...
Дедушкой только и бредит
Саша, - не может уснуть:
«Что же он долго не едет?..»
- «Друг мой! Далёк ему путь!»
Саша тоскливо вздыхает,
Думает: «Что за ответ!»
Вот наконец приезжает
Этот таинственный дед.
IV
Все, уж давно поджидая,
Встретили старого вдруг...
Благословил он, рыдая,
Дом, и семейство, и слуг,
Пыль отряхнул у порога,
С шеи торжественно снял
Образ распятого бога
И, покрестившись, сказал:
«Днесь я со всем примирился,
Что потерпел на веку!..»
Сын пред отцом преклонился,
Ноги омыл старику;
Белые кудри чесала
Дедушке Сашина мать,
Гладила их, целовала,
Сашу звала целовать.
Правой рукою мамашу
Дед обхватил, а другой
Гладил румяного Сашу:
«Экой красавчик какой!»
Дедушку пристальным взглядом
Саша рассматривал, - вдруг
Слёзы у мальчика градом
Хлынули, к дедушке внук
Кинулся: «Дедушка! где ты
Жил-пропадал столько лет?
Где же твои эполеты,
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена, что ли, рука?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Ну, поцелуй старика!..»
V
Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоём.
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив;
Дедушка древен годами,
Но ещё бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски просто,
Ровно всегда говорит...
VI
Выйдут на берег покатый
К русской великой реке -
Свищет кулик вороватый,
Тысячи лап на песке;
Барку ведут бечевою,
Чу, бурлаков голоса!
Ровная гладь за рекою -
Нивы, покосы, леса.
Лёгкой прохладою дует
С медленных, дремлющих вод...
Дедушка землю целует,
Плачет - и тихо поёт...
«Дедушка! что ты роняешь
Крупные слёзы, как град?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь!
Ты не печалься - я рад...
VII
Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину -
И полюби её сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!
У лесу стадо пасётся -
Жаль, что скотинка мелка;
Песенка где-то поётся -
Жаль - неисходно горька!
Ропот: «Подайте же руку
Бедным крестьянам скорей!»
Тысячелетнюю муку,
Саша, ты <span />
1.Поэты - А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский. И. А. Гончаров, Н. А. Некрасов, <span>Гоголь. И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский </span><span>
Художники - </span><span>И. В. Айвазовский, П. А. Федотов, В. Г. Перов. Крамской, Ге, Верещагин, Саврасов, Васильев, Шишкин, Репин. 2.</span>Глинка - композитор; Левитан - художник; <span>Чайковский - композитор. </span>3. не знаю
1. Да мне понравился рассказ. Он заставил меня задуматься о том, как тяжело жилось в старину крепостным крестьянам. Я испытала жалость к Герасиму и Муму.
В обыденном языке мы часто противопоставляем культуру и бескультурье. Культурный человек --это образованный, интеллигентный, ну и так далее. Бескультурный - грубиян, хам, матерщинник. Ну, положа руку на сердце, каждый из нас, вроде как определяющих себя в число культурных людей, может нарыть в памяти момент, когда эта культурная корочка трескалась, и наружу вылезало нечто совсем неприглядное. От культурного до бескультурного -- дорожка не слишком длинна. (вот обратно... ) Почему так? Не будем сейчас говорить о греховной сущности человека.. . Скажем о другом: бескультурье является ничем иным как разновидностью нашей культуры. Человек, выпавший из числа культурных, не перестаёт быть символическим существом. Он по-прежнему оперирует знаками. Просто он пользуется системой, где знаки попримитивней, поэкспрессивней, а сама система построена более прямолинейно.. . Бескультурье - это культурная изнанка нашего бытия. То, что происходит на этой изнане, определяется тем, что происходит на лицевой стороне. Если есть эта вилка - культурное и бескультурное, то бескультурное познаётся и вообще формируется только в качестве оттенка культурного. То, что отвергает модель культурного, определяется как бескультурье.. . Если модель культурного поведения распространена и имеет силу, то бескультурье съёживается, маргинализируется. Его практически и не видно. Вернее, оно полностью замыкается в страте асоциального элемента. А вот если культурная прослойка слаба, то бескультурье занимает господствующие позиции. Оно декларирует свои права. Как это происходит, мы видим на примере текущей ситуации. Сегодня в Европе и в России наблюдается явный откат культурной модели.. . Думающие люди легко представят себе, чем это может кончиться...