Поэма эпического содержания «Девятьсот пятый год» была написана как хроника первой русской революции: «избиение толпы», «потемкинское» восстание, похороны Баумана, Пресня. В поэме время революции представлено как эпоха масс. Отцы жили в пору романтического служения героев, «динамитчиков», личностей, народовольцев. В 1905 г., это время воспринимается как невозвратное прошлое («Точно повесть Из века Стюартов Отдаленней, чем Пушкин, И видится, Точно во сне»), на авансцену выходит время героических масс. Определяя правых и виноватых, вину за кровь Б. Пастернак возложил на власть: рабочих «исполнило жаждою мести» введение в город войск, «избиение», нищета; повод для восстания на «Потемкине» – «мясо было с душком»; черная сотня провоцирует студентов. Однако в «Лейтенанте Шмидте» уже появляется герой, который и волей судьбы, и благодаря собственному осознанному решению становится избранником революции («И радость жертвовать собой, И – случая слепой каприз»). Шмидт поставлен автором перед выбором: он осознает себя на грани двух эпох, он как бы предает свою среду («С чужих бортов друзья по школе, Тех лет друзья. Ругались и встречали в колья, Петлей грозя») и «встает со всею родиной», он выбирает Голгофу («Одним карать и каяться, Другим – кончать Голгофой»). В «Спекторском» Б. Пастернак писал о своем личном выборе – образ литератора Спекторского во многом автобиографичен. Судьбы Сергея Спекторского и Марии даны в контексте послеоктябрьской революционной эпохи, когда «единицу побеждает класс», когда в быт входят голод и повестки, когда «никто вас не щадил», когда «обобществленную мебель» разбирали по комиссариатам, «предметы обихода» – по рабочим, «а ценности и провиант – казне». Под немым небом революции «И люди были тверды, как утесы, И лица были мертвы, как клише». Герой, «честный простофиля», участвует в распределении обобществленной утвари. Оправдание эпохи мотивировалось в поэме революционным выбором «патриотки» и «дочери народовольцев» Марии («Она шутя одернула револьвер И в этом жесте выразилась вся»); в революции она состоялась как личность («ведь надо ж чем-то быть?»). Однако в эти же годы Б. Пастернак пришел к мысли о том, что величие революции обернулось собственной противоположностью – ничтожеством. Революция, как он писал Р.М. Рильке 12 апреля 1926 г., разорвала течение времени; он по-прежнему ощущает послереволюционное время как неподвижность, а свое собственное творческое состояние определяет как мертвое, уверяя, что никто в СССР уже не может писать так неподдельно и правдиво, как писала в эмиграции М. Цветаева. В 1927 г. поэт вышел. из состава ЛЕФа. По этому поводу он писал: «С «Лефом» никогда ничего не имел общего... Долгое время я допускал соотнесенность с «Лефом» ради Маяковского, который, конечно, самый большой из нас... делал бесплодные попытки окончательно выйти из коллектива, который и сам-то числил меня в своих рядах лишь условно, и вырабатывал свою комариную идеологию, меня не спрашиваясь».
Писательница Валентина Осеева больше всего известна своей повестью "Васек Трубачев", но и среди ее небольших рассказов попадаются настоящие жемчужины. Один из самых ее красивых рассказов "Волшебное слово". Вот краткий план для его пересказа:
Событие:Поход русских князей на половцев.
Уж извини подробности не знаю,только то что он проиграл,был пленен,сбежал,чтобы продолжить войну с половцами .
<span>В одной деревне жила с родителями девочка Маша,а рядом с деревней в лесу было логово злого чудища.Однажды Маша пошла в лес за грибами.Чудище заметил её и поймал,принёс в логово и посадил в темницу.Но в темнице Маша оказалась не одна.Там жила серая мышка.Мышка пожалела Машу и подарила ей волшебный платочек.Если загадать желание и взмахнуть платочком один раз,то желание исполнится.Маша поблагодарила мышку,загадала желание,взмахнула платочком и оказалась за пределами логова в лесу.Узнал про это чудище и помчался за Машей.Бежит Маша,а перед ней длинная и широкая река.Взмахнула Маша платочком и появился мост.Перешла она речку и побежала дальше.Бежит Маша,а перед ней густой,тёмный лес,а чудище уже почти рядом.Взмахнула Маша платочком и появилась тропинка через лес.Тропинка вывела её из леса.Вскоре Маша увидела свою деревню.Но как чудище остановить?Ведь он может навредить жителям деревни.Взмахнула она платочком и появились волки,которые напугали чудище и заставили его вернуться в своё логово,а волки ушли в лес.Прибежала Маша домой и рассказала всё родителям,а они предупредили жителей деревни чтобы те не ходили далеко в лес.</span>