В основе повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» представлены
столкновение и большой человеческий конфликт взлядов, характеров, натур. Гринев и Швабрин – два совершенно протвоположных представителя русского дворянства. Гринев
представляется нам человеком добрым, послушным родительской воле,
благородным и честным. Перед отправлением на воинскую службу, отец дает
ему наказ: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их
лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не
отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь
смолоду…». Петр Гринев следовал наказу отца неукоснительно и ничем не
запятнал своей чести. Щедрая натура Петра Андреевича Гринева,
великодушие, сыграли большую роль в его судьбе и нашли отклик даже в
душе такого сурового человека, как Емельян Пугачев. Этот бунтовщик не
смог забыть подарков Гринева и при их случайной встрече ответил ему тем
же. Из-за своего доброго и открытого характера Петр Андреевич,
как родной, принят в семье капитана Миронова – коменданта белогорской
крепости. Гринев ищет дружеского участия от своего сослуживца
Швабрина, читает тому свои стихи, посвященные Маше Мироновой. В ответ он
получает насмешки и издевки сотоварища, клевету в адрес Маши. Чтобы
защитить честь девушки, Гринев, ни минуты не раздумывая, принимает от
Швабрина вызов на дуэль. Когда войска Пугачева захватили
Белогорскую крепость, Петру Гриневу грозила смертная казнь. Но, узнавший
его самозванец-государь казнь отменяет, а взамен требует поцеловать ему
руку. «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около Гринева, но тот даже
не пошевелился. «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому
унижению». – говорит он. Честь и долг офицера и дворянина
являются для Гринева смыслом жизни. На предложение Пугачева служить ему,
он смело отвечает: «Я присягал государыне-императрице. Тебе служить не
могу». А на вопрос Пугачева: «Обещаешь против меня не служить?», -
Гринев отвечает: «Не моя воля. Велят идти против тебя – пойду. На что
это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя
понадобится?». Чтобы освободить Машу Миронову, Гринев рискует жизнью и добивается цели, проявляя мужество, смекалку и выдержку. Полной
противоположностью офицеру Гриневу представлен в рассказе другой офицер
– Швабрин. Он человек далеко не глупый, но бездушный и циничный.
Швабрин большой любитель приврать, очернить людей. Спустя два месяца
после знакомства офицеров, Гринев уже ясно понимает, что его приятель
«дерзкий злоязычник». Чувства долга и совести у Швабрина нет. Он
пишет клеветнические письма на Гринева, без стыда переходит на сторону
врага, забыв о воинской присяге. Сколько горя и страданий причинил он
Маше Мироновой, которая отвергла его любовь. Предательство – вот
основное качество Швабрина, он предал всех – Родину, императрицу,
сослуживца, возлюбленную. Чтобы спасти себя, офицер Швабрин
кидается в ноги Пугачеву. Гринев так говорит об этом: «С омерзением
глядел я на дворянина, валяющегося в ногах беглого казака». Получив
по заслугам за все свои измены, Швабрин продолжает клеветать на своего
бывшего друга, представляя его шпионом Пугачева. Поступки этого человека
вызывают чувство осуждения и презрения.
Моё впечатление о Дубровском. Владимир Дубровский представлен благородным защитником прав личности, независимым человеком, способным глубоко чувствовать. Тон, которым Пушкин пишет о Владимире Дубровском, всегда полон сочувствия, но никогда не бывает ироничным. Пушкин одобряет все его поступки и утверждает, что всем обиженным надо грабить, воровать, а то и выходить на большую дорогу. Итак, моя версия: это роман о благородстве. О благородстве в значении, которое указал В. И. Даль. «Благородство – качество, состояние это, дворянское происхождение; поступки, поведение, понятия и чувства, приличные сему званию, согласные с истинною честью и с нравственностью. » Даль напрямую связывает благородство с дворянством, конечно же, и Пушкин их не разделял, поэтому тема более широкая : судьба и назначение дворянства или честь дворянина. Наверняка Пушкина очень волновала эта тема. « Береги честь смолоду» - эпиграф следующего его произведения «Капитанская дочка» , в котором написано снова о этой теме.
Итак, роман о благородстве, герой романа дворянин, » ставший жертвой несправедливости» . В благородстве героя нет сомнений, но всё же иногда он изменяет благородству. Когда же это происходит впервые? В главе 4-ой читаем: «- Скажи Кириллу Петровичу, чтоб он поскорее убирался, пока я не велел его выгнать со двора… Пошёл! – Слуга радостно побежал. » Автор ни словом не осудил горячность молодого Дубровского. И мы вполне можем понять его чувства – он поражён состоянием отца: «Больной указал на двор с видом ужаса и гнева. » Но поспешный приказ Дубровского прогнать Троекурова со двора, несёт за собой дурные последствия, и главное из них не обида Троекурова, а то, что слугам было позволено было дерзко вести себя. «Слуга радостно побежал. В этом» радостно» какой-то разгул холопской дерзости. Понять и оправдать Дубровского можно, но посудите сами, прав ли Дубровский?
Дубровский сделался разбойником, благородным разбойником: «нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делиться с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах его никто не обвиняет.. »
Но Дубровский сам хорошо понимает, на какой он путь встал. « Никогда злодейство не будет совершено во имя ваше. Вы должны быть чисты даже и в моих преступлениях» . Пушкин нигде не даёт никаких оценок поступкам Дубровского (в отличие, кстати, от поступков Троекурова; чего стоит одно только замечание «Таковы были благородные увеселения русского барина!») . Читатель и сам догадается, что злодейства и преступления несовместны с высокою честью. При первом объяснении с Машей Дубровский сказал: «Я понял, что дом, где обитаете вы, священ, что ни единое существо, связанное с вами узами крови, не подлежит моему проклятию. Я отказался от мщения, как от безумства» . Но он не отказался от мщения вовсе, продолжая помнить других обидчиков.
«Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения. Он знал о существовании сумки и решился ею завладеть» . И наше нравственное чувство возмущается тем, что Дубровский поддался искушению, вновь изменив благородству. И опять мы можем и понять и оправдать Дубровского, и автор снова не даёт никаких оценок, но мы не можем согласиться с тем, что этот поступок не соответствует понятию истинной чести.
Обратимся теперь к героине романа. Марья Кирилловна тоже жертва несправедливости. Принуждённая выйти замуж за «ненавистного человека» , она тоже ищет выхода. «Брак пугал её как плаха, как могила» . «Нет, нет, - повторяла она в отчаянии, - лучше умереть, лучше в монастырь, лучше пойду за Дубровского» . Но она не переступает черту, за которой кончается чистая нравственность. Священник произнёс «невозвратимые слова» . Современный Пушкину читатель знал эти слова: "Господи Боже наш, славою и честию венчай их".
<span> Интересно, что этот роман Пушкин обрывает почти на той же ноте: «Но я другому отдана» . Это высшая точка благородства.</span>
Быстро, скоро.
<span>Значительно по степени проявления; чрезмерно, чрезвычайно, очень. </span>