В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции).
<span>Радикальные изменения произошли в промышленности. Государство всячески способствовало росту мануфактур в металлургии, кораблестроении, в текстильном, кожевенном, канатном, стекольном производстве. Центрами металлургической промышленности стали Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения — Петербург и Воронеж, текстильного производства — Москва. Впервые в истории страны государство взяло на себя роль активного и деятельного участника экономических процессов. На средства казны основывались и содержались крупные мануфактурные предприятия. Многие из них на льготных условиях передавались в руки частных владельцев. Проблему обеспечения предприятий рабочей силой, крайне острую в условиях господства крепостного права и отсутствия рынка вольнонаемного труда, петровское государство решило, применив традиционный для крепостной экономики рецепт. Оно приписывало к мануфактурам и закрепляло за ними крестьян или каторжников, бродяг, нищих. Причудливое сочетание нового (мануфактурное производство) со старым (крепостной труд) — характерная особенность петровских реформ в целом. Другим инструментом влияния государства на экономическое развитие были мероприятия, соответствующие принципам меркантилизма (учения, по которому денег, ввозимых в страну, должно быть больше денег, из нее вывозимых): установление высоких таможенных пошлин на товары, производившиеся в России, поощрение экспорта, предоставление льгот владельцам мануфакту</span>
Древний человек не мог сразу познать окружающий мир, понять явления природы. Ему казалось, что в мире властвуют враждебные силы, он был беспомощен перед явлениями природы и боялся их. Поэтому первобытные люди стремились задобрить грозные силы природы, сделать их своими помощниками.
Вот почему они стали приносить жертвы ветру, грому, солнцу, дождю, молниям, исполняли торжественные ритуалы в их честь. Люди почитали животных, которых затем съедали, так как считали, что таким образом они могут породниться. Так возник тотемизм — вера в кровные связи человека с животными. Кроме этого, ещё одной древнейшей формой религии был анимизм — вера в бессмертие души, в существование невидимых духов, населяющих всё вокруг. Одновременно складывается фетишизм — вера в сверхъестественные свойства некоторых «священных» вещей и, наконец, магия — вера в способность человека влиять на сверхъестественные силы, колдовство.
Явления природы — ветер, молнию, гром, дождь — первобытные люди представляли в виде животных или полуживотных-полулюдей. Их изображения учёные находят высеченными на скалах или вытесанными из камня. Наверное, существовали и деревянные изображения богов — идолы, но они не сохранились.
Ритуалы, посвящённые богам, исполняли особые люди — жрецы, которые приносили жертвы, посвящая их богам. Быть жрецом было очень выгодно, их боялись и почитали. Кроме того, это обеспечивало влияние и достаток. Так в первобытном обществе времён палеолита возникает религия — вера людей в существование сверхъестественных сил.
Хартия - документ публично-правового или политического характера
Про́поведь<span> в широком смысле — выражение или распространение каких-либо </span>идей<span>, </span>знаний<span>, </span>истин<span>, учений или </span>верований<span>, которое осуществляет их убеждённый сторонник.
</span>Духове́нство<span> — собирательный термин для обозначения общественного </span>сословия<span>, лиц или </span>социальной группы, состоящей из профессиональных служителей культа той или инойрелигии<span>. Употребляется, как правило, только к </span>монотеистическим религиям<span>.
</span>Обитель - <span>(устар. ) то же, что монастырь; (устар. , высок. , шутл. ) жилище, место проживания</span>