<span>И вот князь Дмитрий Иванович и брат его, князь Владимир Андреевич, помолившись
богу и пречистой его матери, укрепив ум свой силой, закалив сердца своим
мужеством, преисполнившись ратного духа, урядили свои храбр полки в Русской
земле и помянули прадеда своего, великого князя Владимира Киевского.
О, жаворонок, летняя птица, радостных дней утеха, взлети к синим небесам, взгляни
на могучий город Москву, воспой славу великому князю Дмитрию Ивановичу и
брату его, князю Владимиру Андреевичу! Словно бурей занесло соколов из земли
Залесской в поле Половецкое! Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони
ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские.
1) 1240 г. 2) 1242 г. 3) 1380 г. 4) 1382 г.
№2 Когда произошли события, описанные в отрывке из сочинения русского историка?
Боясь дурного исхода предстоящей битвы, великий князь поставил в скрытном
месте, в дубраве у Дона, особый засадный полк под начальством своего двоюродного
брата князя Владимира Андреевича и боярина Боброка, волынца родом. Опасения
Дмитрия оправдались; в жесточайшей сече татары одолели и потеснили русских;
пало много князей и бояр: сам великий князь пропал безвестно; сбитый с ног, он без
чувств лежал под деревом. В критическую минуту засадный полк ударил на татар,
смял их и погнал. Не ожидавшие удара татары бросили свой лагерь и бежали без
оглядки. Сам Мамай убежал с поля битвы с малой свитой. Русские преследовали
татар несколько десятков верст и забрали богатую добычу.</span>
Курс национальной политики Александра III
Уже на своей коронации, новый царь заявил, что временно отходит от активного участия в международных отношениях, чтобы все силы направить на ведение внутренней политики, которая заключалась в объединении народов, входящих в состав Империи.
Главным путем достижения полной консолидации наров стала политика русификации. В учебных заведениях национальных окраин обучение велось на русском языке. Царь ограничил деятельность национальных культурных обществ, объявив их нелегальными.
Великодержавный национализм особенно ярко проявился на территории Финляндии и Царства Польского: был значительно реформирован польский Сенат, введена единая денежная единица русская монета, упразднялись почтовые ведомства.
Во главе администраций тих земель были поставлены русские чиновники, которые всячески пресекали попытки организации национальных восстаний бунтующим населением.
Религиозная политика
Будучи глубоко верующим человеком, Александр III, поставил православную церковь в исключительное доминирующее положение. Православие стало значимым инструментом для внедрения политики русификации. Религии, которые противостояли догматике православия, оглашались незаконными, а их адепты были подданы жестоким гонениям.
Главными идейными врагами русского православия считались многочисленные секты, которые не редко основывались на искаженных христианских учениях. По приказу императора, начиная с 1885 года, у родителей, которые были приверженцами сектантских учений, насильственно отбирали детей.
Калмыкам и бурятам, которые в своем большинстве исповедовали буддизм, было запрещено строить культовые сооружения и проводить обряды. Массовое насильственное обращение в православие проводилось на территориях Прибалтики, Польши и Финляндии.
Некоторые национальные православные церкви, преимущественно Кавказского региона, были русифицированы. Язычники и мусульмане Средней Азии, Сибири и Поволжья были полностью лишены социальной защиты. За период правления Александра III в православную веру было обращено более 700 тыс. иноверцев.
Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 г.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.
В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.
Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой.
Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).
Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран – который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.
Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).
В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.
Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.