Ох, как много можно сделать в воскресенье! С друзьями встретиться, пообщаться, продемонстрировав свой острый ум в интеллектуальной беседе, в вист сыграть, в библиотеку сходить (о кино, компьютерных клубах и многом прочем не говорю, ведь герой гоголевских «Мёртвых душ» жил задолго до эпохи кинематографа и компьютерного бума), музей посетить или просто прогуляться по улицам и окрестностям города.
Но друзей у Чичикова не было: он в какой-то степени очень послушный сын, поэтому совет отца беречь копейку воспринял всем сердцем – какая уж тут дружба, когда с раннего детства в отношениях с соклассниками человек проявляет только коммерческие интересы: то собственноручно слепленного из воска и выкрашенного снегиря продаст с выгодой; то мышь, лично им выдрессированная, станет для него товаром; то за пряник или булку с проголодавшегося соклассника из числа тех, кто побогаче, денежку сдерёт... и всё копит, копит...
В карты играть не с руки – проиграться можно; библиотека, музей, театр – это тоже не для Чичикова.
Прогулка пешком? Да что вы! Сложение сему не способствует: Павел Иванович, по свидетельству Гоголя, не был слишком толстым, но и слишком тонким назвать его нельзя было. Да и Селифан на что? Довезёт, если потребуется, как довёз до губернского городка NN, с которого Чичиков решил начать претворение своей грандиозной авантюры с покупкой мёртвых душ в жизнь.
Так чем же занимался незабвенный Павел Иванович Чичиков только по воскресеньям? Скажу Вам, что для христианина, на мой взгляд человека, не очень-то хорошо разбирающегося в православных традициях, делом весьма странным для дня воскресного: он мылся и с головы до ног обтирался мокрой губкой.
Гоголь пишет:
Нужные приказания – это, видимо, приказания занести загодя в номер что-то наподобие таза или лохани с водой. Гоголь оставляет читателей в неведении по поводу того, какую именно посудину использовал Павел Иванович для мытия себя любимого с головы до ног. Не могу при этом не заметить: мытие сие явно какое-то нерусское, ибо вместо субботней бани, парной, веничка берёзового фигурируют при описании сего действа неизвестно что да мокрая губка для обтирания.
Итак, по воскресеньям Чичиков мылся, причём делал это не в русских и не в православных традициях, но надо заметить, что некоторое время (какое именно по продолжительности, неизвестно) у Павла Ивановича было ещё одно немаловажное для него воскресное занятие, послужившее ступенькой в его карьерном росте.
Едва закончив учёбу в городском училище, ещё молодой Чичиков
Его начальник – престарелый повытчик (чиновник, ведающий делопроизводством в приказе, казённой палате, суде), человек с лицом чёрство-мраморным, на котором
не замечал того, как Чичиков старается ему угодить, но смягчился по отношению к Павлу Ивановичу, когда тот стал играть роль человека, влюблённого в его зрелую дочь – девицу
Вот энное количество воскресений подряд Чичиков, предварительно узнав, прихожанкой какой церкви была эта повытчикова дочь, пускался в брачную авантюру, надо сказать, очень удачно, так как даже в палате поговаривали о предстоящей свадьбе.
В результате этих воскресных усилий Павел Иванович, как видите, и в доме повытчика своим человеком стал, очень нужным, кстати, и повышение по службе получил – тоже получил должность повытчика, но надул своего благодетеля: так и не женился на его дочери. А ведь какие надежды на скорую свадьбу подавал: и со зрелой девицей обращался как с невестой, и её родителя звал папенькой, целуя при этом его в руку.
Конечно, ответ на Ваш вопрос дан в первой части моего ответа: только по воскресеньям Чичиков мылся, обтираясь с ног до голов мокрой губкой. Но часть воскресных дней в более молодом возрасте он, помимо мытия, посвятил своеобразным ухаживаниям за дочерью своего начальника ради того, чтобы тот в надежде на скорое замужество дочери «порадел родному человечку», то есть поспособствовал продвижению потенциального зятя по службе.