В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 году.
Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку) .
<span>И конечно, огромный вклад в выпуск обучающей и просветительной литературы внес известный издатель Иван Сытин. В 1890-е гг. он превратился в крупнейшего издателя, выпускавшего дешевые и хорошо изданные учебники, детские книги, сочинения классиков, православную литературу, журнал "Вокруг света" (его Сытин купил в 1891 г. и журнал становится излюбленным чтением русского юношества, в качестве литературных приложений журнал печатал классиков мировой литературы М. Рида, Ж. Верна, А. Дюма, В. Гюго, А. Конан-Дойла и др.) , газеты "Русское Слово" (с 1895 г. , к 1917 г. ее тираж достиг 1 млн. экз. - фантастической цифры для того времени) , иллюстрированное приложение к "Русскому слову" журнал Искры". С 1895 года он стал издавать "Библиотеку самообразования". Всего в ней было выпущено 47 книг по истории, философии, экономическим наукам, естествознанию. </span>
Одной из проблем, которые волновали и, очевидно, будут волновать человечество на протяжении всех веков его существования, является проблема взаимоотношений человека и природы. Тончайший лирик и прекрасный знаток природы Афанасий Афанасьевич Фет так сформулировал ее в середине XIX века: «Только человек, и только он один во всем мироздании, чувствует потребность спрашивать, что такое окружающая его природа? Откуда все это? Что такое он сам? Откуда? Куда? Зачем? И чем выше человек, чем могущественнее его нравственная природа, тем искреннее возникают в нем эти вопросы».
О том, что человек и природа связаны неразрывными нитями, писали и говорили в прошлом веке все наши классики, а философы конца XIX – начала XX века даже установили связь между национальным характером и образом жизни русского человека, природой, среди которой он живет.Тему человека и природы рассматривали многие писатели, и среди них мне хотелось бы назвать Валентина Распутина и его роман «Прощание с Матерой». Природа в этом произведении предстает перед читателем в разных значениях. Это и пейзаж, и художественный символ гибели, смерти, и выявление сущности человека, человеческой природы; природа как хозяин жизнеустройства, мироустройства. Эти аспекты понимания природы я и попытаюсь раскрыть.
Мне очень понравилось произведение А. П. Платонова «Юшка» . Большая часть повествования наводит на мысль - какие же мы злые, как не умеем проявлять доброту к ближнему своему. Автор описывает трагическую судьбу Юшки, который никому ничего плохого не делал, сам страдал от всеобщий злости, захлестнувший мир, оставаясь выше этого.
Юшка был болен туберкулёзом, но, не смотря на это, работал исправно, да так, что по нему можно было сверять часы. Он работал и все деньги отдавал бедной сироте, чтоб она могла жить и учится. Сам же он не пил чаю, а пил только воду и ходил в обносках. Он стремился выполнить цель своей жизни - вырастить и выучить бедную сироту, дать ей шанс в жизни. Девочка выросла, выучилась, стала помогать людям и напоминать о его доброте.
Люди не понимали этого человека, считали, что, если он не такой как они, то он хуже их, если он молчит, не отвечая на их слова и побои, то он замыслил что-то недоброе. А Юшка думал, что они так его любят, не умея любить по-другому. Он помогал людям выбросить их злобу на себя, а не тратить её промеж собой.
<span>Так давайте же все совершать добрые поступки и не делать зла! </span>
Михаил Васильевич Нестеров – русский художник, который открыл новую страницу в развитии русской живописи.
Мне очень понравилась картина «Лель. Весна». Все полотно занимает пробуждающаяся от зимнего сна природа. Березки с чуть проклюнувшимися листочками. Потемневшие, налившиеся соком сосны и ели. Покрывшиеся молодой зеленью осинки. Чистая вода, в которой отражается высокое голубое небо с белыми облаками. От каждого деревца, от каждой травинки веет свежестью. Кажется, что ты чувствуешь, как веет теплый весенний ветерок. Он такой легкий, что даже не шелохнутся ветки деревьев, не пробежит рябь по прозрачной глади лесного озерца.
Среди деревьев, по берегу озера, бродит с дудочкой молодой Лель. Лель – это бог любви в славянской мифологии. От его игры на дудочке природа пробуждается после долгой зимы. По-моему, именно этот миф и воплотил Нестеров в своей картине. Молодой человек бредет по берегу, и все вокруг расцветает: земля покрывается зеленой травкой, на деревьях распускаются листочки. Небо становится голубым, а облака белыми-белыми с сине-розовым отливом от яркого весеннего солнышка.
Лель одет в традиционный наряд крестьянина: рубаха-косоворотка, полотняные штаны, онучи и лапти. Лишь шапка на нем яркая, нарядная. Его дудочка – это тоже национальный инструмент, на котором часто играли пастухи в русских деревнях.
<span> Картина М.В. Нестерова «Лель. Весна» наполнена светом. Он пронизывает все вокруг. Солнцем озарен лес. Зеркально блестит вода в озере. Лишь за косой она темная, но это от отражающихся в ней сосен. Эта картина оставляет неизгладимое впечатление.</span>
... Ваш долг-спасать от бедных невиных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Но, по словам поэта "Властители и Судьи":
Не внемлют!-видят и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодейства землю потрясают,
Неправда зыблит небеса.