Режиссер-постановщик – это творческий лидер проекта в кинематографе, на
телевидении или в театре. Он отвечает за художественную составляющую
произведения. Под его руководством работают актёры, операторы,
звукорежиссёр, художник-постановщик, постановщик движений и пр.
Литературной основой служит сценарий или пьеса, и режиссёр-постановщик
далеко не всегда является их автором. Но в итоге именно он отвечает за
то, что увидит зритель. С его именем будут связывать успех или провал
проекта.
Режиссёр-постановщик может специализироваться на
постановке игровых или документальных фильмов, театральных спектаклей,
цирковых программ, музыкальных шоу, массовых мероприятий.
Обычно
режиссёра-постановщика называют просто режиссёром, т.к. и без
уточняющего «прицепа» ясно, что он отвечает за постановку. Это касается
любого режиссёра-постановщика, независимо от специализации. Опишем некоторые варианты этой профессии.Кино – это сложный производственный процесс. (Как и телевидение.) У
кинорежиссёра есть целая бригада помощников: второй режиссёр, режиссёр
по работе с актёрами, помощник режиссёра (ассистент режиссёра, который
ведёт хронометраж отснятого материала), консультанты и пр.
<span>Хотя как минимум двое из этой бригады и обозначаются словом «режиссёр», они выполняют другие задачи. Например,
второй режиссёр (в западном кино – First Assistant Director) помогает
режиссёру-постановщику при разработке режиссёрского сценария,
формулирует информацию для художников по гриму, по костюму, для
ассистентов по актёрам и пр., планирует съёмочный процесс. И следит,
чтобы весь производственный процесс шёл без сбоев, чтобы каждый раз
съёмочная площадка была готова к работе, актёры и костюмеры были на
своих местах и т.д. Это очень большой объём работы, и обычно у кинорежиссёра два вторых режиссёра. Режиссёр
по работе с актёрами (он же ассистент по актёрам, директор по кастингу)
ищет подходящих исполнителей на роли, организует их фото- и кинопробы.
Главное
организационное бремя при создании фильма несут продюсеры, которые
занимаются вопросами бюджета, дистрибуции и т.д. Продюсер фильма
отвечает и за привлечение ключевых участников процесса, в том числе
режиссёра, если, конечно, тот сам не является инициатором постановки. И продюсеры, и режиссёр подчиняются руководству киностудии.
Работа
режиссёра над фильмом начинается со сценария. Он может взять готовый
сценарий, а может написать его сам или в соавторстве с профессиональным
сценаристом. Он может взять за основу готовое литературное произведение
или совершенно свежий сюжет.
Даже если кинорежиссёр ставит фильм
на готовый сценарий, он его дорабатывает по-своему: посекундно и
покадрово расписывает план съёмки каждой сцены. В результате получается
режиссёрский сценарий.
Он обязательно изучает материалы,
связанные с темой фильма, обращается к специалистам, которые могут его
проконсультировать в каких-то вопросах. Участвует в составлении сметы,
вместе с продюсером и вторым режиссёром намечает план работы. Вместе с
художником-постановщиком, главным кинооператором, звукорежиссёром
обсуждает художественную концепцию фильма и его оформление, утверждает
эскизы, разработки, декорации и пр. Вместе с композитором и
звукорежиссёром намечает экспликацию звука (график-схему). Отбирает
актёров (с помощью ассистента по кастингу), работает с каждым из них над
ролью, проводит репетицию сцен и т.д. Руководит съёмками. Когда
съёмочный процесс завершён, отбирает нужные дубли, руководит процессом
монтажа и озвучания. </span><span>
</span>
Мне всегда хотелось представить, что игрушки на новогодней елке умеют оживать. Ну, конечно, делают они это только тогда, когда их никто не видит. Представьте, что в новогоднюю ночь игрушки переговариваются между собой.
Люди все уже спят и не могут их подслушать. В комнате темно, только мигают разноцветные огоньки елочной гирлянды. А старые и новые игрушки рассказывают друг другу о своей жизни.
У каждой игрушки своя история. Новенький серебристый Дед Мороз сделан в Китае. У него даже глаза узкие какие-то. А с этих елочных шаров мама сдувает пылинки. Они стеклянные и стоят дорого. Их сделали здесь неподалеку, на местной фабрике игрушек. Эти шары красные, голубые, зеленые, малиновые, фиолетовые, с золотистыми узорами, как будто от мороза.
Гномика с белой бородой привезла из Германии тетя. А вот советская красная звезда, которую нужно цеплять на верхушку ели. А это самая старинная игрушка на елке – петушок. Он совсем неяркий, не блестит, но я его очень люблю и страшно боюсь разбить. Он крепится к веткам старомодной железной прищепкой на ножках. Сейчас таких креплений уже не делают.
Я представляю, как ночами игрушки делятся рассказами о своей жизни. Вот бы хоть раз их послушать, ведь они говорят много интересного. Кто где сделан, кто какие страны видел, кто какие времена застал. Когда никто не слышит, игрушки шепчутся друг с другом и рассказывают удивительные истории.