В поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображена эпоха Ивана Грозного, времена опричнины. Одним из центральных персонажей поэмы является царь Иван Васильевич. Именно он вершит судьбы людей, казнит или милует.
В первой главе поэмы описывается царский пир:
И пирует царь во славу Божию,
В удовольствие свое и веселие.
Образ Ивана Грозного охарактеризован ярко: он то улыбается, наливая лучшего вина опричникам, то хмурится, когда видит, что его любимый слуга Кирибеевич не весел, то щедр, узнав о любовной тоске молодого опричника.
На Москве-реке сходятся лучшие удалые бойцы на кулачный бой, чтобы «потешить царя своего батюшку», среди них два серьезных противника: молодой опричник Кирибеевич и удалой купец Калашников. Гнев Ивана Грозного, увидевшего смерть своего верного слуги, ужасен:
…топнул о землю
И нахмурил брови черные;
Повелел он схватить удалова купца
И привесть его пред лицо свое.
Но Степан Парамонович Калашников не боится гнева царского, так как его дело правое: он защищает честь своей семьи. Иван Васильевич уважает решение купца не говорить причину, по которой он «вольной волею» убил опричника Кирибеевича. Милость царская отныне распространяется на семью Калашникова:
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
Но сам купец должен погибнуть, и тут жестокость Ивана Грозного не знает границ:
А ты сам ступай, детинушка,
На высокое место лобное,
Сложи свою буйную головушку.
Я топор велю наточить-навострить…
Таким образом, в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» изображен противоречивый образ русского царя: с одной стороны – веселого и щедрого, а с другой – жестокого и коварного.
Образ царя Ивана Васильевича в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова»
(2 вариант)
Центральным героем «Песни…» М. Ю. Лермонтова является Иван Грозный. Его имя на первом месте в названии, да и первая фраза произведения – обращение к царю: «Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!»
В первой части мы присутствуем на пиру у Ивана Васильевича, гуляющего «в удовольствие свое», улыбающегося, щедрого. Сидит царь в золотом венце, вокруг стольники, бояре, князья, опричники. Но разгневался, нахмурил брови царь, палкой стукнул так, что пробил пол, когда увидел, что один из его опричников не радуется вместе с ним. Не радуешься с нами – значит, предаешь, завидуешь. Не может понять царь, чем может быть недоволен молодой человек.
Версии, выдвигаемые царем, характеризуют образ жизни опричника: испортилось платье, не хватает денег, сабля затупилась, конь захромал, в кулачном бою проиграл. Вот и все беды, которые могут быть, с точки зрения царя, у Кирибеевича. Узнав об истинной причине грусти, царь вновь смеется, дает перстень яхонтовый и ожерелье жемчужное как дар любимой опричника. «Как полюбишься – празднуй свадебку, // Не полюбишься – не прогневайся».
Второй раз видим мы царя на кулачных боях на Москве-реке. Опять окружен он опричниками и боярами, цепь, натянутая по его приказу, из серебра и золота. По воле царя выкликают охотников: «Кто побьёт кого, того царь наградит; // А кто будет побит, тому Бог простит!»
<span>В честном бою купец Калашников убивает опричника, мстя за жену свою, понимая, что за смерть верного слуги и лучшего бойца, его не наградят, а казнят. Царь обещает не оставить жену, детей и братьев Калашникова милостью. Своеобразно выразилась милость царя по отношению к казнимому купцу: «Я топор велю наточить-навострить, // Палача велю одеть-нарядить, // В большой колокол прикажу звонить…»</span>
Рассказ оканчивается тем, что Святослав держит путь из чужеземной территории домой и гонит прочь печенегов. Заключительные фразы автора указывают на то, что он считает самой большой ценностью для человечества – мир на родной земле.
Автор относится с пониманием и почтительностью к тем образам, которые описывает. Он считает доблестным поступок отрока, который сумел проложить путь через тыл вражеских сил и преодолеть реку под стрелами. Так же летописец не осуждает Претича за хитрость, но не дает одобрение Святославу. Его осуждают даже киевляне, которые считают, что беда могла обойти их стороной, если бы князь был на родных землях.
Это звукопись в целом. Но если за основу брать постоянно, повторяющийся звук "У", то это ассонанс(повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков)
Ответ: Я хочу рассказать один случай. Однажды мы с мамой гуляли по большому лесному парку. Был солнечный день, везде слышалось щебетание птиц. И вдруг на лесной тропинке я увидела маленького птенца дятла. Он смешно растопырил крылья, видимо пытаясь взлететь, и громко кричал. У птенца на голове была красная шапочка, а крылья и хвост с черным оперением, при этом сам он был белый как снег. Это был очень красивый птенец. Я подумала, что он выпал из гнезда и хотела его поднять. Но мама сказала, что это не так. И предложила мне понаблюдать за ним. А птенец покричал покричал (наверное ему все-таки было страшно одному), повертел головой и вдруг быстро побежал и резко взлетел, сев на нижнюю ветку какого то куста. Вы бы видели, как гордо он задрал кверху голову, как смешно прокричал победный клич, говоря всем, какой он герой и смельчак. А потом снова взлетел и уже намного ровнее полетел на верхушку сосны в свое гнездо. Вот так я увидела, как птенцы учатся летать. Это очень удивительно. Ведь как поется в одной песне-«… чудо на то и чудо, чтобы чудесным быть, чудо на то и чудо, чтобы мир удивить! Кружатся дни и недели, там оно или здесь, в каждом хорошем деле капелька чуда есть».
Объяснение: