Комедия учит меня с уважением относиться к старшим, чтобы не походить на Митрофанушку, который даже к родному дяде относится с пренебрежением: «Что ты, дядюшка, белены объелся? Да я знать не знаю, за что ты на меня вскинуться изволил» . «Недоросль» учит меня почтительно относиться к родителям, а не как Митрофанушка: «Да отвяжись, матушка, как навязалась… » Ему только жаль матушку за то, что она устала, «колотя батюшку» . Комедия учит меня трудиться по мере сил и ценить труд других. Митрофан же только «бегает на голубятню» . Его же матушка ничего не делает, а за верную службу Еремеевне платит «по пять пощечин на день» . «Недоросль» учит меня успешно овладевать знаниями, в отличие от Митрофана, который за четыре года обучения только «доучивает Часослов» . Его познания в грамматике вызывают смех: «Дверь… Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана… дверь стоит не навешена: так та покамест существительна» . Математические же «знания» героя не выдерживают никакой критики: «Нуль да нуль — нуль. Один да один…» . Комедия меня учит ценить умных, образованных людей. Сама же Простакова презирает умных и боится просвещения: «Умниц-то ныне завелось много. Их-то я и боюсь» . И сын ее такого же мнения: «Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше» . Простакова считает, что география — наука не дворянская: «Дворянин только скажи: повези меня туда, свезут, куда изволишь» . Она хотя и учит своего сына, но негативно относится к образованию: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка… не умел грамоте, а умел достаточно нажить» . В сыне же Простакова воспитывает корыстолюбие: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми… » Невежественный Скотинин тоже враждебно настроен к науке: «Я отроду ничего не читывал… Бог меня избавил от этой скуки» . Комедия «Недоросль» учит меня ценить доброту и честность. Мне нравятся высказывания Стародума: «…гораздо честнее быть без вины обойдену, нежели без заслуг пожаловану» . Он говорит, что трудиться надо честно, без подлой выслуги, не грабя отечества «Недоросль» учит меня любить людей, чтобы не походить на Скотинина, который людям предпочитает свиней и хочет жениться на Софье лишь потому, что в ее деревнях водятся свиньи: «Люблю свиней, сестрица, а у нас в околотке такие крупные… » Да и Митрофанушка с детства питает к ним любовь: «Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинью, задрожит от радости» . Комедия учит также сдерживать свои эмоции, чтобы не быть похожей на Простакову, жестокий нрав которой делает невыносимой жизнь всего дома: «С утра до вечера рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь, тем дом и держится» . Драка ей даже приносит удовольствие: «Ах, батюшка! Сердце взяло, дай додраться! » «Недоросль» учит любить свое Отечество и быть ему полезной, об этом в комедии говорит Стародум: «…есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить» . Прав-дин считает, что государством должны руководить достойные люди: «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании… » Воспитание должно быть залогом благосостояния государства. Стародум говорит: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители плятят еще и деньги невеждам-учителям? » Нравственное воспитание помещики поручают крепостным: «…и выходят вместо одного раба двое… » <span>Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» не сходит со сцен театров. Ее с удовольствием смотрят зрители в наши дни. Она обличает зло и тиранство. Учит нас трудиться на благо Отечества, а не для собственной выгоды, любить ближнего, ценить в человеке ум, доброту, честность. Автор выступает за торжество знаний и разума. Он верит, что будущее России в руках честных, просвещенных людей.</span>
ГЕРАСИМ — центральный персонаж повести И.С.Тургенева «Муму» (1852),
немой дворник самодурки-барыни, человек строгого и серьезного нрава,
настоящий русский богатырь, огромного роста и необыкновенной физической
силы. Судьба Г. не выдумана — основой сюжетной линии повести стала
история дворника Андрея Немого, принадлежавшего матери Тургенева Варваре
Петровне.
Г., жившего в деревне, по капризу барыни привозят в город, где
он попадает в атмосферу подхалимства и завистничества, которая царит
среди крепостных в доме помещицы. На этом фоне разворачивается
трогательная история его любви к прачке Татьяне: «Куда, бывало, она ни
пойдет, он уж тут как тут, идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает
руками…» Но барыня из своих соображений отдает Татьяну за пьяницу
башмачника Капитона, с чем Г. приходится смириться. Поэтому объяснима
привязанность героя к спасенному им щенку: Муму оказалась единственным
существом, которое на его ласку отвечало взаимностью. Давно спорят,
почему Г. выполняет приказ барыни утопить Муму, а затем без разрешения
уходит в деревню. В этом поступке усматривали ярко выраженный протест
против крепостного права. Но тогда непонятны причины его неожиданной
жестокости по отношению к любимому существу. Одна из вероятных разгадок —
в трактовке, принадлежащей И.С.Аксакову, который считал Г. символом
русского народа, его страшной силы и непостижимой кротости.
Половину успеха
произведения обеспечивают главные герои. «Муму» – это повесть, в которой
представлены все типы характеров, которые наблюдались в типичном
русском поместье середины девятнадцатого столетия. Образ молодой женщины
Татьяны в этом отношении не представляет исключения. Она бедная забитая
служанка, которая постоянно терпит унижения и издевки, от которых ее
спасает только защита Герасима. В доме барыни она работает прачкой.
Бедная женщина настолько забита, что беспрекословно выполняет приказ
дворецкого и притворяется перед Герасимом пьяной, чтобы он сам от нее
отказался. Хитрость удалась, однако дворник все-таки сохраняет к ней
симпатию и при отъезде ее в деревню дарит ей красный платок.