Слова: М. Исаковского
музыка: И. Дунаевского
Возникла не позже 3100 до н.э. и находилась в употреблении примерно до начала нашей эры
<span>Опера Джорджа
Гершвина в четырёх актах и девяти картинах. Впервые поставленная в 1935
году, опера на первых порах не пользовалась большим успехом, но с 1950-х
годов начала завоёвывать широкую известность в США, а затем и во всём
мире. «Порги и Бесс» - одна из вершин творчества композитора.
Музыкальный материал, выбранный Гершвином для создания оперы,
разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском
фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация
«неправильного» народного произношения. </span>
В 1812 году Бетховен выпустил в свет две симфонии — последние произведения в этом жанре, относящиеся к «зрелому» периоду. Тема радостного прославления жизни, веселья, юмора нашла в каждой из них ярко индивидуальное преломление. В обеих господствует стихия танца, трактованная в каждой совершенно по-разному.
Интерес к образам народно-национального искусства, к поэтизации бытового танца ярко проявился в Седьмой симфонии A-Dur (ор. 92). Вагнер назвал это произведение «апофеозом танца». Действительно, поэзия танца (то есть коллективно организованного ритмического движения) воплощена в каждой ее части. «Непостижимо прекрасная», по словам М. И. Глинки, Седьмая симфония выделяется своей оригинальностью и очарованием. А. Н. Серов усматривал в ней «героическую идиллию».
Симфонию открывает свободно построенное вступление. Глубокое чувство томления охватывает слушателя при первых протяжных, вибрирующих звуках гобоя, поющего мотив волшебной красоты; по своей тембровой характеристике и общему художественному строю он предвосхищает мотив волшебного рога Оберона, ставшего для следующего поколения символом образа прекрасной романтической мечты в музыке:
Может быть: страсть, благородие, величиство, чувства...