Среди русских к выделяется имя Чайковского. Оно дорого любителям музыки всего мира. Произведения его в равной мере захватывают и волнуют всех людей — музыкантов-профессионалов и широкого слушателя. Свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениям к счастью, мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке композитора — вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский — он всегда правдив и искренен.
Чайковский писал почти во всех жанрах и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым для него жанром была опера. В ней Чайковский явился подлинным реформатором. Оперу композитор представлял себе как самый демократичный жанр. "Опера, — писал он, — и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой..." В основе оперного действия — сильные человеческие чувства и переживания. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по-настоящему хорошо знал и понимал.
Вместе с тем важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония "Манфред", три концерта для фортепиано с оркестром, один для скрипки и ряд оркестровых сюит. Из симфонических одночастных пьес особенно выделяются фантазия "Франческа да Римини" и программные пьесы на сюжеты Шекспира (увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", фантазия "Буря"). Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.
Петр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года на Урале в небольшом городе Воткинске, где его отец, горный инженер, был директором завода. Первые музыкальные впечатления Чайковского связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников и от народных певцов, обитателей рабочего поселка. Вспоминая о детстве, Чайковский писал позже: "... Я вырос в глуши, с детства, самого раннего, проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки..."
В 1849 году семья Чайковских переехала в город Алапаевск, а через год — в Петербург. Десяти лет Чайковского отдали в Училище правоведения. Мало полезного смог получить живой и любознательный мальчик в этом "питомнике чиновничества", как называли училище. Но именно здесь он начал серьезно заниматься музыкой, которая преподавалась для желающих. Ученики часто собирались в музыкальной комнате и там слушали Чайковского, который не только выразительно играл разные пьесы, но также импровизировал.
Впоследствии поэт Апухтин, товарищ Чайковского по училищу, так писал об этих вечерах:
Ты помнишь, как, забившись в музыкальной, Забыв училище и мир, Мечтали мы о славе идеальной — Искусство было наш кумир...
Окончив в 1859 году Училище правоведения, Чайковский получил чин титулярного советника и место в Министерстве юстиции. Однако служба не привлекает его. В свободное от службы время он посещает театр, в особенности оперу. Наиболее глубокое впечатление производят на молодого человека оперы "Иван Сусанин" Глинки и "ДонЖуан" Моцарта. В начале 60х годов Чайковский с увлечением изучает теорию музыки, а в 1862 году поступает в только что открытую Петербургскую консерваторию с тем, чтобы серьезно заняться композицией.
В консерватории Чайковский учится под руководством известных педагогов — Н. Зарембы и А. Рубинштейна. Он упорно трудится, настойчиво овладевая композиторским мастерством. По настоянию Рубинштейна юноша окончательно бросает службу и посвящает себя целиком музыке. В 1865 году он оканчивает консерваторию с серебряной медалью и принимается за педагогическую работу в только что открытой Московской консерватории (1866).
С этого времени жизнь Чайковского связана преимущественно с Москвой. Он знакомится с выдающимися русскими музыкантами, литераторами и артистами. Среди них драматург Островский, музыкальн
№1 Карнавал. Преамбула№2 Пьеро№3 Арлекин№4 Благородный вальс№5 Эвсебий№6 Флорестан№7 Кокетка№8 Реплика, Сфинксы№9 Бабочки№10 A.S.C.H. – SCHA “Пляшущие буквы» №11 Киарина№12 Шопен№13 Эстрелла№14 Признательность№15 Панталон и Коломбина№16 Немецкий вальс№17 Паганини, Признание№18 Прогулка№19 Пауза№20 Марш Давидсбюндлеров
Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Общий нормативный контроль — 2012—2016.
↑ 1data.bnf.fr: open data platform — 2011.
↑ Глюк Кристоф Виллибальд / под ред. гл. ред. А. М. Прохоров — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
↑ Schmid, 1964, с. 466.
↑ Рыцарев, 1987, с. 40.
↑ Bamberg, 1879, с. 244.
↑ Рыцарев, 1987, с. 41.
↑ Рыцарев, 1987, с. 42—43.
↑ Маркус, 1973, с. 1021.
↑ Рыцарев, 1987, с. 43—44.
↑ Schmid, 1964, с. 467.
↑ Маркус, 1973, с. 1020.
↑ Балашша, Гал, 1993, с. глава 11.
↑ Маркус, 1973, с. 1018—1019.
↑ Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 290—292. — 482 с.
↑ Рыцарев, 1987, с. 10.
↑ Розеншильд К. К. Аффектов теория // Музыкальная энциклопедия (под ред. Ю. В. Келдыша). — М.: Советская энциклопедия, 1973. — Т. 1.
↑ Рыцарев, 1987, с. 13.
↑ Рыцарев, 1987, с. 12.
↑ Гозенпуд А. А. Оперный словарь. — М.-Л.: Музыка, 1965. — С. 16—17. — 482 с.
↑ Цит. по: Гозенпуд А. А. Указ. соч., с. 16
↑ 1 2 3 4 Маркус, 1973, с. 1018.
↑ Рыцарев, 1987, с. 77.
↑ Lippman, 1992, с. 163—168.
↑ Маркус, 1973, с. 1019.
↑ Рыцарев, 1987, с. 6, 12—13.
↑ Рыцарев, 1987, с. 48—49.
↑ Рыцарев, 1987, с. 82—83.
↑ Рыцарев, 1987, с. 23.
↑ Рыцарев, 1987, с. 84.
↑ Рыцарев, 1987, с. 79, 84—85.
↑ Рыцарев, 1987, с. 84—85.
↑ Vita. 1773—1787. Ch. W. Gluck. Gluck-Gesamtausgabe. Forschungsstelle Salzburg. Проверено 30 декабря 2015.
↑ Маркус, 1973, с. 1018, 1022.
↑ 1 2 Цодоков Е. Кристоф Виллибальд Глюк. Belcanto.ru. Проверено 15 февраля 2013.
↑ Браудо, 1930, с. 107.
↑ Wir über uns.... Internationale Gluck-Gesellschaft. Проверено 30 декабря 2015.
↑ Браудо, 1930, с. 108.
↑ Рыцарев, 1987, с. 22.
↑ Рыцарев, 1987, с. 16.
↑ Маркус, 1973, с. 1022.