<u>Способ №1.</u>
<em><u>К родственным тональностям относятся (I степень родства)</u></em>:
<em>-параллельная тональность;</em>
<em>-субдоминантовая тональность;</em>
<em>-тональность, параллельная субдоминантовой;</em>
<em>-доминантовая тональность;</em>
<em>-тональность, параллельная доминантовой;</em>
<em>-тональность минорной субдоминанты (в случае с мажором) или мажорной доминанты (в случае с минором)</em>
Учитывая то, что в тональности H-dur при ключе 5 диезов (си-ми-ля-ре-соль), получим следующие тональности, которые будут являться к H-dur родственными:
-gis-moll - соль# минор (5#)
-E-dur - Ми мажор (4#)
-cis-moll - до# минор (4#)
-Fis-dur - Фа# мажор (6#)
-dis-moll - ре# минор (6#)
-e-moll - ми минор (1#)
<u>Способ №2</u>.
Построим тонические трезвучия на каждой ступени звукоряда Си мажора натурального вида, кроме VII ступени, так как в натуральном мажоре на этой ступени расположено уменьшенное трезвучие (ля#-до#-ми).
В итоге получим те же самые тональности. Трезвучия построены во вложении (знаки при ключе не стоят).
Опера Глинки "Иван Сусанин" — героическая народная музыкальная драма. Впервые на русской сцене была поставлена отечественная опера, основанная на непрерывном музыкальном развитии, без разговорных вставок.
Сюжетом для оперы послужило предание о героическом подвиге костромского крестьянина Ивана Осиповича Сусанина в 1612 году, в трудное для России время захвата ее иноземцами. Польские войска были уже изгнаны из Москвы, но отдельные их отряды еще бродили по стране. Один из таких отрядов забрел в село Домнино, где жил Иван Сусанин. Сусанин согласился стать проводником, но завел отряд поляков в непроходимые дебри и болота и сам погиб там.
Подвиг костромского крестьянина вдохновил поэта-декабриста К. Рылеева, написавшего думу "Иван Сусанин". И Рылеев и Глинка в героическом поступке простого человека усматривали проявление силы и патриотизма всего русского народа, готового отдать жизнь во имя свободы родной земли.
В опере четыре действия и эпилог. Первое действие происходит в селе Домнино, где живет Иван Сусанин с дочерью Антонидой и приемным сыном Ваней. Антонида ждет возвращения своего жениха — ратника Собини-на, который защищает Родину от врагов. Девушка мечтает о скорой свадьбе. Сусанин возражает: "Что гадать о свадьбе — горю нет конца". С отрядом ратников прибывает Собинин, он рассказывает крестьянам об успехах русского ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Теперь можно бы играть и свадьбу. Иван Сусанин благословляет Собинина и Антониду.
Опера "Иван Сусанин" — произведение реалистическое, правдиво и искренне повествующее об исторических событиях. Музыка оперы глубоко национальна, песенна. Опера обрамлена большими народными сценами — интродукцией и эпилогом. Это подчеркивает то, что основным действующим лицом оперы является народ. В хоровых сценах отражены переживания русских людей, дана разносторонняя характеристика народа, раскрыты его героизм, стойкость, душевное величие и сердечная отзывчивость.
Толстосумы скупают произведения искусства для своих частных коллекций, лишая современных обывателей возможности приобщиться к таинству наследия великих мэтров классического искусства. Но, к счастью, многое из прекрасного прошлого увековечено в музыке, живой голос которой не спрячешь в каменных тайниках; в архитектуре, которая восхищает своим торжественным величием и неповторимостью;
Оперетта – театральный жанр, произведение с преимущественно комическим сюжетом, в котором музыкальные и танцевальные номера перемежаются с диалогами.
Мюзикл (иногда называемый также музыкальной пьесой или музыкальной комедией) – сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.
Прокофьев. Кантата «Александр Невский»
Мужской хор Александро-Невской Лавры, Тропарь Александру Невскому
Александру Невскому, Клиросный хор "Величание" - тропарь св. блгв. князю
<span>Галина Лифанова, музыкальная дилогия «Александр Невский», </span>