Удмуртия… Совсем немного места занимает она на карте нашей великой страны. Но коли знаешь ее не только по карте, то сможешь сразу представить воочию всю. Вот она – земля, дающая начало Каме и Вятке, десяткам и сотням других рек и речушек; земля голубых родников; вот она – то равнинная, луговая, то полевая, лесная; то холмистая от близости к седому Уралу…
И на чем ни остановишься взглядом, все говорит не только о ее настоящем, а непременно напомнит и прошлое. Север Удмуртии пересекает старый Сибирский тракт, который можно назвать дорогой печальной памяти. Именно по нему шли в кандалах, ехали в Сибирь А. Н. Радищев, декабристы, Н. Г. Чернышевский и многие-многие другие народные заступники, являющиеся ныне национальной гордостью нашей страны. И если бы нам удалось взглянуть на эту землю их глазами, увидеть ее той, какой она была, нас поразили бы страшные картины бесправия и нищеты.
В 1558 году Удмуртия добровольно вступила в состав Русского государства. Это имело прогрессивное значение в судьбе народа, населяющего территорию нынешней республики.
Предвоенные годы – особые в жизни Удмуртии, когда на устах ее граждан особенно часто звучали слова «первый», «первые», «впервые». В Ижевске созданы первые в стране мотоциклы. Ижевский завод первый среди других заводов сумел наладить выпуск токарно-винторезных станков, ввозимых до этого из-за границы. Этому станку единодушно было дано название «Удмурт». Из цехов Воткинского машиностроительного завода вышел в те годы первый экскаватор. Можгинцы впервые начали производство отечественного дубильного экстракта… А в культурной жизни народа – ежегодное открытие новых школ и техникумов, первое высшее учебное заведение – Удмуртский педагогический институт, первые успехи в литературе и исскустве…
Война. В грозные военные годы наша республика стала кузницей оружия. В эти годы особенно ярко раскрылась сила дружбы народов. Более ста тысяч эвакуированных – людей самых разных национальностей – приняла Удмуртия как родных, стала им матерью, разделила с ними горести и радости этого времени.
Удмуртский народ издавна понимал и ценил силу объединения, силу большой, дружной семьи. «Легко сломать по отдельности все прутья в венике, а ну-ка сломай, когда они вместе»; «слабы, как паутинка, льняные волокна, а вместе они образуют канат, попробуй его разорви…» - гласит народная мудрость. Чем глубже корни дерева, тем крепче его ствол и раскидистей ветви, тем мощнее противостоит оно бурям и непогоде, морозам и засухе.
Выбери главное
Надеюсь помог:))
<span>1) манилов не понимал зачем ему крестьяне. Чичиков не знал как ответит, а правду не мог сказать</span>
<span>2)от человек который всё время мечтает, но ничего не делает. На то он такой помещик!</span>
Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума»
Перу М.Ю. Лермонтова принадлежат два известнейших стихотворения - «Бородино» и «Дума». На первый взгляд, это совершенно разные произведения – одно повествует о подвигах русских солдат в Отечественную войну 1812 года, другое наполнено горечью и сарказмом по отношению к современникам поэта – «пустому, бесплодному поколению». Однако, при внимательном рассмотрении, два этих стихотворения оказываются тесно связанными между собой.
Композиция «Бородино» диалогична – более молодой герой расспрашивает своего старшего товарища о его былых подвигах – о войне с французами 1812 года. «Дядя» восхищается тем поколением русских людей, которые смогли победить наполеоновскую армию, при этом подчеркивает:
- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Таким образом, в «Бородино» проявляется резкий контраст между «доблестными воинами» эпохи 1812 года и современниками поэта. По мнению Лермонтова, его «старшему герою» довелось жить в сложное, но интересное время:
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Под стать этому времени были и люди – смелые, мужественные, цельные, способные и готовые совершить подвиг, отдать свою жизнь ради великой цели – освобождения Родины: «Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы!»
Большая часть «Бородино» посвящена подвигу русских «богатырей». Старший рассказчик подробно описывает Бородинское сражение как кульминационное сражение Отечественной войны 1812 года, в которой проявилась вся сила русского характера, весь его потенциал: «И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле!»
Лермонтов показывает, что русские воины рвутся в бой, хотят померяться силами с «братом мусью» и не жалеют собственных жизней ради достижения этой цели:
Земля тряслась - как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
Однако после картин, описывающих доблесть русских солдат, следует финальная строфа, возвращающая нас к «нынешнему поколению», которое, увы, и «в подметки не годится» тем «богатырям».
Эта же мысль о никчемности современников («Печально я гляжу на наше поколенье!») является ведущей в стихотворении «Дума». Лермонтов говорит о том, что в его поколении нет ничего от богатырей прошлого – ровесники поэта не способны ни на какое действие, потому что погрязли в «познанье и сомненье».
Современный человек, по мнению Лермонтова, чрезмерно рассудочен и рефлексивен. В теории он богат «ошибками отцов и поздним их умом», поэтому не ищет практического опыта, убежден, что познал жизнь сполна («И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…»)
Поэт с горечью говорит о том, что его поколение не имеет ценностей и целей, оно бездушно и глубоко безнравственно. Именно поэтому оно не только не обретет индивидуального счастья, но и ничего не сделает для своей отчизны, не оставит никакого следа в истории:
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Однако в этом, по мнению Лермонтова, виноваты не только люди, но и время, в которое им выпало жить, – эпоха пессимизма, цинизма и лицемерия:
Тая завистливо от ближних и друзей
Надежды лучшие и голос благородный
Неверием осмеянных страстей.
Таким образом, стихотворения Лермонтова «Бородино» и «Дума» имеют тесную идейную связь. В обоих произведениях поэт рисует печальный портрет своего поколения – людей бездушных, пассивных и безнравственных, глубоко страдающих от своей бездеятельности и черствости, но не способных что-либо изменить.
Лермонтов размышляет о том, что изменилось в его современниках, ведь их предки были людьми совершено другого склада. В итоге он приходит к выводу о том, что причина такой разительной перемены – в духе времени, в сути самих эпох, которые во многом формируют характер и мировоззрение человека.ЭТО ДЕЛО Я ПИСАЛ ОЧЕНЬ ДОЛГО В ЗАМЕТКАХ