Как Вы считаете, почему именно фразой: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна! ...заканчивается "Горе от ум
Как Вы считаете, почему именно фразой: Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексеевна! ...заканчивается "Горе от ума"? Как она раскрывает идейное содержание комедии?
Прообразом для Грибоедова, скорее всего, послужила княгиня Марья Алексеевна Хованская. По крайней мере, об этом говорит на экскурсиях научный сотрудник музея А. И. Герцена Е. Г. Нарская.
Княгиня Марья Алексеевна Хованская, урожденная Яковлева, принадлежала, как и ее братья Пётр, Лев, Иван и Александр, к одному из самых знаменитых аристократических и богатых родов на Руси и на Москве. Род Яковлевых был из потомства Андрея Ивановича Кобылы (ум. после 1347) — московского боярина, первого исторически достоверного предка дома Романовых, т. е. был одного корня с русскими царями Романовыми. Из братьев княгини Марьи Алексеевны Пётр был членом военной коллегии, Александр — обер-прокурором Святейшего Синода, Лев — посланником при вестфальском короле, сенатором.
Княгиня Марья Алексеевна - "Грозная княгиня", как её называли многие родные, - была родной тётей Александра Ивановича Герцена, сына ее брата Ивана, и сыграла немаловажную роль в жизни племянника. Проживала в Москве, в доме на Поварской и в имении с. Загорье Серпуховского уезда.
В автобиографической книге "Былое и думы" Александр Иванович Герцен вспоминал о тёте: "Княгиня Марья Алексеевна Хованская, родная сестра моего отца, была строгая, угрюмая старуха. Толстая, важная, с пятном на щеке, с поддельными буклями под чепцом. Она говорила, прищурив глаза, и до конца жизни, то есть до 80 лет, употребляла немного румян и немного белил. Всякий раз, когда я ей попадался на глаза, она притесняла меня. Её проповедям, ворчанию не было конца, она меня журила за всё: за измятый воротничок, за пятно на курточке, за то, что я не так подошёл к руке, заставляла подойти ещё раз. Окончивши проповедь, она иногда говорила моему отцу, бравши кончиками пальцев табак из крошечной табакерки: "Ты бы мне, голубчик, отдал баловня - то твоего на выправку, он у меня в месяц сделался бы шёлковый". Я знал, что меня не отдадут, но всё-таки у меня делался озноб от таких слов. С летами страх прошёл, но дома княгини я не любил - я в нём не мог дышать вольно, мне было у неё не по себе… ".
Княгиня была вдовой. Её муж был участником войны 1812 года. Она выдала замуж двух дочерей, обе вышли замуж не по любви, а чтобы освободиться от материнской опеки. Обе дочери умерли рано, после первых родов. Несчастья сделали её ещё более угрюмой, жестокой и скупой, чем она была прежде.
Роль княгини Марьи Алексеевны в высшем обществе в пьесе раскрыта в последней фразе – восклицании Фамусова: Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!
Интересно, что сам Грибоедов в известном письме Катенину от января 1825 года писал: <span>«…портреты и только портреты входят в состав комедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь. Вот моя поэтика…» . </span>
В рассказе А. Линдгрен " Как Эмиль угодил головой в супницу" проявились как хорошие, так и плохие качества мальчика. Итак, Эмиль от обжорства провалился головой в супницу и застрял там. Мальчик был немного некультурным, ведь то и дело чавкал за столом. Но у него на это было свое объяснение: "... иначе никто и не узнает, что это суп". Но когда Эмили осознал, что с ним произошло несчастье, он проявил мужество и оптимизм. Он терпел муки, старался не показаться плаксой. С доктором он был вежлив, но слегка нетерпим. Но это легко объяснить его неловким положением. Таким образом, Эмиль проявил вежливость, мужество, оптимизм, нетерпимость и некультурность.
В этом рассказе А.П. Чехова можно выделить несколько проблем:
1. Проблема раболепства, желания "подстроиться" под более выгодные обстоятельства.
2. Проблема страха перед людьми, имеющими власть (поэтому Очумелов и боится отдать приказ убить щенка, пока точно не знает, кто его хозяин)
3. Проблема жестокости, отсутствия милосердия и равнодушия к судьбе собака (ее жизнь буквально вист на волоске и зависит лишь от материального и социального положения хозяина; если бы у щенка не оказалось хозяина, то ни у кого бы не дрогнула рука лишить его жизни)
4. Проблема бесправия, незащищённости тех, кто беден, у кого нет влиятельных знакомых или родственников.