История создания стиха:
Стихотворение опубликовано в 1916 году, оно входит в цикл стихов «Бессоница». В этом небольшом стихе поэтесса описывает свои реальные переживания по поводу сложных отношений со своим мужем Сергеем Эфроном, с которым она прожила всю жизнь.
Композиция:
Стихотворение можно разделить на три части.
Первая часть:
В этой строфе ключевое слово «окно». Оно лишено конкретности, его можно считать символом человеческой жизни. Цветаева спокойно говорит о светящихся окнах, она как сторонний наблюдатель, Интонация размеренная и неспешная.
Вторая часть:
Здесь поэт раскрывает мысль о том, что испытывают люди, проходя жизненный путь. Это и бессонные ночи, встречи и разлуки, любовь, радость и горе. История жизни у каждого человека своя. Интонация в этой строфе резко меняется, она становится резкой, напряжённой и нервной. Предложения в этой части неполные, поэтому читатель сам может домыслить, что происходит за горящими окнами.
Третья часть
Эта строфа короткая, но имеет глубокий смысл. Цветаева призывает читателя помолиться «за бессонный дом». Ведь ни один человек не может быть уверен, что у него не появится такое же «окно с огнем».
Но в этой части есть и нота оптимизма. Раз окно горит, значит жизнь продолжается. В этом идея этого стихотворения.
Средства художественной выразительности:
- много запятых и тире, многоточий, повторов слов ( автор использует, чтобы читатель проникся прочитанным, смог подумать)
- метафоры, например, «крик разлук и встреч» говорит о силе чувства, это крик души.
- короткие строки как обрывки мыслей, создает напряжение.