Широта души, чуткость, восприимчивость к прекрасному, желание выразить свою радость и боль в песне (или искусстве), а также стремление первенствовать (это было соревнование певцов)
Риторическое восклицание (восклицательное предложение) → передаёт различные эмоции автора (огорчение, восторг, удивление); служит для передачи кульминации чувств.
1. Возмущение:
«Бесстыдный! старец нечестивый!
Безумец! (на закате дней<span>
Он вздумал быть ее супругом).
</span>
2. Негодование:
Она в объятиях злодея!<span>
Какой позор!</span>
3. Подчеркивает негативное отношение:
(Как он умеет самовластно<span>
Сердца привлечь и разгадать,
Умами править безопасно),
Чужие тайны разрешать!</span>
4. Подчеркивает негативное отношение:
(С какой доверчивостью лживой,<span>
Как добродушно на пирах
Со старцами старик болтливый,
Жалеет он о прошлых днях,
Свободу славит с своевольным,
Поносит власти с недовольным,
С ожесточенным слезы льет,)
С глупцом разумну речь ведет!</span>
<span>5. Подчеркивает радость героя: </span>
Но как он вздрогнул, как воспрянул,<span>
Когда пред ним внезапно грянул
Упадший гром!</span>
6. Возмущение:
И ныне злобный недруг смел<span>
Его седины опозорить!</span>
7. Подчеркивает то, как много людей знает о положении Марии (масштаб, множество):
О, если б ведала она,<span>
Что уж узнала вся Украйна!</span>
8. Показывает важность события:
(И с ними царские дружины
Сошлись в дыму среди равнины:)
И грянул бой, Полтавский бой!
9. Восторженность:
О славный час! о славный вид!
10. Забыт Мазепа с давних пор!
Смысл очерка "Огоньки" - приблизиться к "огням"-значительным целям, для того, чтобы ощутить себя счастливым.
Прямой смысл - рассказ о том, как осенним вечером двое плывут в лодке "по угрюмой реке". Оин рад мелькунувшему впереди огню, который сулит ночлег и отых. А другой знал, что это может быть обманом и был прав.
Переносный смысл- он выражен по-эзоповски, сдержанно : "Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а сама жизнь скована угрюмыми берегами" . " Угрюмые берега" олицетворяютхмурую, гнетущую действительность. И "огни" в контексте содержат цели, идеалы, которые влекли к себе людей, определяли поступки и действия.
Жизнь состоит в постоянном стремлении, достижении и новом стремлении.
Волшебная палка
Жили себе дед и баба. Всю жизнь бедовали и остались на старости с одной коровенкой, которую и кормить-то было нечем. А на пастбище водить ее трудно было старикам.
Привел дед корову на ярмарку. Ходят вокруг купцы, заглядывают ей в зубы. Видят — коровка хоть и небольшая, но вроде здоровая. Кое-как сторговались, и продал дед корову. Купил себе на ярмарке палку, чтобы было на что опираться, водки и колбасы, а остальные деньги, пропил с горя.
Приплелся домой поздно вечером. Стоит в дверях, еле на ногах держится и только посмеивается. Увидела старуха мужа и давай честить:
— Чтоб тебя нечистая сила забрала и в синие скалы унесла! Чтоб ты на гладкой дороге ноги поломал! А ну-ка, давай деньги!
— Нет денег, — отвечает дед. — Корову волки съели.
— Чтоб я тебя в своей хате больше не видела! Убирайся отсюда, пока цел!
И пошел дед по свету.
Пришел к речке, сел и задумался. А добро свое разложил под кустами: под одним кустом водку, под другим — колбасу.
В это время пан и пани вышли подышать свежим воздухом. Подходят к деду.
— Откуда, дед, у тебя эта палка?
— Купил.
— Продай ее мне.
— Не продам, эта палка — волшебная!
— Какая, какая?
— Говорю — волшебная!
Захотел пан поглядеть, в чем же ее волшебство.
— Ну-ка, покажи, дед, какие чудеса твоя палка выделывает. Бросил дед палку в куст, под которым спрятал колбасу, пошел за ней и выносит колбасу вместе с палкой, Удивился пан, говорит:
— Закуска есть, теперь бы еще выпивку. Бросил дед палку в другой куст.
— Ну-ка, паночку, идите принесите палку.
Побежал пан, стал искать палку и нашел бутылку водки. Вот так чудеса!
— Сколько, дед, просите за свою палку?
— Да что вам сказать... Продавать ее я не хотел, но если вам так приспичило... Платите шапку денег.
Побежала пани за деньгами. Принесла полную шапку, высыпала деду. А пан схватил палку — и скорей домой, чтобы дед еще, чего доброго, не передумал.
Вернулся дед домой с деньгами. Помирился с бабой, и живут спокойно.
На второй день пошел пан в лес палку бросать. Бросал, бросал, да все впустую. Понял пан, что его обманули, но поздно было. Вот и сказке Волшебная палка конец, а кто слушал - молодец!
Автор показал императрицу доброй и понимающей. возможно хотел показать, что в то время власть была такая.