14 декабря 1825 г. в Петербурге на Сенатской площади построились солдаты и офицеры трех полков. В этот день войска столицы должны были давать клятву верности новому императору Николаю 1. Но те, кто вышел на Сенатскую площадь, вместо того, чтобы присягать новому царю, потребовали от него конституции. Они хотели освободить крестьян от крепостного права и дать каждому человеку свободу.В России таких законов не существовало. Крестьяне были в полной зависимости от помещиков. Всех, кто выступал против царского порядка, казнили, сажали в тюрьмы. Восставшие требовали, чтобы по всей России были проведены выборы и чтобы лучшие люди, избранные народом, участвовали в управлении страной. А некоторые руководители восстания считали, что нужно свергнуть царя и установить республику. Николай I испугался и послал генерала Милорадовича уговаривать всех разойтись. В этот момент один из участников восстания — П. Г. Каховский смертельно ранил генерала. Царь приказал конной гвардии атаковать войска на Сенатской площади. Атака была отбита. Тогда царь приказал стрелять в повстанцев из пушек. Пушечными залпами восставшие были рассеяны. На улицах и на льду Невы остались тела убитых.Организаторов и участников восстания называют декабристами по названию месяца, когда оно произошло. В те же дни было восстание на Украине. Там офицер С. И. Муравьев-Апостол возглавил шесть рот Черниговского полка, но 3 января 1826 г. его, раненного, взяли в плен, а отряд разбили. Повстанцы Петербурга были членами тайного революционного Северного общества, а восставшие на юге — членами Южного общества. После разгрома восстания члены обоих обществ были схвачены.Что же за люди декабристы? В большинстве своем офицеры, страстно любившие свободу и ненавидевшие царскую власть. В 1812 г. они участвовали в разгроме Наполеона. Но вернувшись из Европы домой, они застали у себя все те же бесчеловечные порядки. Кроме офицеров, участников войны, многие образованные, отважные, решительные люди России стали членами тайных обществ. Среди них были поэты К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. К. Кюхельбекер, писатель А. Бестужев-Марлинский.<span>Царь жестоко расправился с декабристами. К. Рылеев, руководитель Южного общества П. Пестель, С. Муравьев-Апостол, П. Каховский и М. Бестужев-Рюмин были повешены. Многие декабристы были приговорены к каторжным работам в Сибири. Некоторых офицеров разжаловали в солдаты и отправили на Кавказ, где в то время шла война. После отбытия срока каторжных работ декабристов расселили по разным местам Сибири. Все они были людьми отважными, благородными, свободолюбивыми. Поэтому многими добрыми делами оставили они в Сибири о себе благодарную память. Декабрист доктор Вольф бесплатно лечил людей. Братья Борисовы изучали местную природу, собрали уникальную коллекцию растений и насекомых Сибири. Декабрист Николай Бестужев отлично рисовал. Это благодаря ему мы можем сейчас представить, как внешне выглядели многие из декабристов. Они первыми в суровой Сибири стали выращивать овощи. Научили огородничеству и коренных жителей. И еще одно очень доброе дело сделали многие декабристы — создали для местных детей школы, где сами и преподавали. С ребятами занимались Матвей Муравьев-Апостол, братья Бестужевы, Петр Муханов, Иван Якушкин, моряк Торсон и другие.</span>
Когда я начала читать роман, то ожидала очередную антиутопию, где люди причесаны под одну гребенку и ходят чуть ли не строем. А получила нечто гораздо большее.
Это не просто антиутопия! Это роман-пророчество! Это наиболее жизненная и реальная антиутопия. И это станет ясно, если открыть глаза и оглядется. Приглядитесь и вы увидите: бешеный темп жизни, людей запрограммированных как роботы: сон-работа-развлечения-сон...
Разве уже сейчас машины не мчаться на бешеных скоростях, норовя сбить пешехода переходящего улицу,
разве многочисленные герои телесериалов на вытесняют из мыслей зрителей настоящих живых людей?
Разве современные родители не усаживают детей перед экранами телевизоров, чтобы те им не мешали?
Разве не ходит сейчас каждый второй с наушниками из которых гремит музыка?
Разве погоня за героем не реалити-шоу которым нас пичкает современное телевидение?
А разговор о выборах? Разве это не ситауции, если не во всем мире то по крайней мере в нашей стране?
И над этим миром, миром биороботов витает зловещий признак грядущей катастрофы, в виде ракетных бомбардировщиков...
Разве это не признаки нашего мира?
Когда я читала роман мне казалось что я читаю про наш мир... Про то куда мы катимся... Эта антиутопия, повторюсь, для меня самая яркая и реальная...
И слава богу мы пока что не сжигаем книги, не уничтожаем то немногое что делает нас
Людей судят по одежке. Шинель стало главной целью Акакия Акакиевича.
Он использует фантастику для того чтобы показать такие вещи как неспокойная совесть и награда людям за неприятную жизнь.
Показать что что людей нужно судить не по внешнем качествам, а по внутреннем. Хотя сам Акакий был не особо многогранным человеком внутри.
Опричник Кирибеевич под влиянием охватившей его страсти оскорбляет достоинство простых людей. Калашников борется за справедливость и убивает Кирибеевича, а царь Иван Грозный казнит Калашникова за то, что он самовольно расправился с его любимцем. Кулачный бой в XVI веке на Руси был состязанием, испытанием силы и удали русских богатырей без ненависти и желания смерти друг другу. Победа в таком бою доказывала лишь превосходство одного из соперников, торжество справедливости. Предвестием предстоящего поединка становятся слова царя Ивана Васильевича, обращенные к своему опричнику: «…или с ног тебя сбил на кулачном бою / На Москве-реке, сын купеческий» . Царское предсказание не тревожит уверенного в своей правоте Кирибеевича. В бою ему нет равного, для победы над ним нужна «рука заколдованная» , то есть сила нематериальная. С этой уверенностью в себе он выходит на бой, не подозревая, что будет играть по иным правилам. «Не шутку шутить, не людей смешить… вышел я на страшный бой, на последний бой» - эти слова Калашникова знаменуют превращение потешного боя в судный поединок. Судебник (документ XIV века) устанавливал, что если все возможности разрешения конфликта уже исчерпаны, то в поединке должна победить не сила, а правда, правота одного из соперников, которому Бог дарует победу как доказательство высшей справедливости. Судный поединок – это бой между истцом и ответчиком, оскорбленным и оскорбившим. Калашников убивает царского опричника, не раскрывая позорной тайны своего поступка, не признавая за царем права узнать ее, о ней он готов поведать только «Богу единому» . Кирибеевич наносит первый удар по кресту, по святым мощам, значит, бьется он не с купцом, а с самим Богом, который защищает Калашникова. Безусловно, конфликт Кирибеевича и Калашника не исчерпывается поединком, в него вступает царь. На гневный вопрос царя Ивана Грозного купец отвечает «по правде и по совести» , что волей вольною убил он царского опричника. Но царь не волен над душой Калашникова, поэтому он проявляет свою власть над телом: казнит купца. Пострадав «за правду до последнева» , Калашников сам просит «милости» - смерти, становится преступником, «душой грешной» , как бы присвоив себе право высшего Судьи - карать неправого. На могиле Калашникова – кленовый крест – символ убийцы (так хоронили самоубийц и государственных преступников) . И здесь – проявление сложности и противоречивости образа: православный купец похоронен «про меж трех дорог» , а могила заступника за поруганную честь становится безымянной (об этом же говорит и фольклорная традиция) . О могиле Кирибеевича не упоминается вообще, как будто он совсем исчез из русской жизни. Калашников же, похороненный вне церковной ограды, оказывается вновь победителем даже в смерти своей. Конечно, и образ царя достаточно сложен в поэме: с одной стороны, он жесток, похороненный купец «про меж трех дорог» - его напоминание другим о том, что ожидает непокорных царской воле, своеобразный урок своим подданным и их потомкам, с другой стороны, проявляет милость к семье Калашникова. Несмотря на то, что мы переносимся в эпоху царя Ивана Грозного, автор указывает на актуальность проблемы отношений между властью и человеком в свое время.