Тем, что листок ищет приюта, он долго скитался и вот он добрался до чёрного моря и просит, чтобы чинара приютила его. И Лермонтов как бы описывает себя, ведь он тоже был одинок и можно сказать не имел Родины.
Написанная в 1829-м году новелла имеет вид ровного, поступательного повествования, открывающегося экспозицией, в которой автор знакомит читателя с местом действия произведения – корсиканскими маки и главным героем – богатым владельцем овечьих стад, Маттео Фальконе. Проспер Мериме вводит в текст образ автора-рассказчика, встретившегося с гордым корсиканцем спустя два года после случившейся истории, для более полного раскрытия характера последнего.
Маттео Фальконе рисуется им не выглядящим на свой возраст мужчиной, до сих пор метко стреляющим и слывущим в округе хорошим другом и опасным врагом. Произошедшая в жизни героя трагедия, если и сказалась на нём, то не видимо для окружающих: на его голове до сих пор нет седых волос, его глаза не потеряли остроту. Маттео Фальконе – отец, убивший своего десятилетнего сына за предательство – истинный корсиканец, ставящий честь превыше всего, смог найти в себе силы жить дальше именно потому, что не поступился своими внутренними принципами и наказал появившегося в его роду предателя.
Завязка сюжета приходится на встречу десятилетнего сына Маттео Фальконе – Фортунато с удирающим от солдат бандитом – Джаннетто Санпьеро, в ходе которой мальчик не без труда соглашается помочь раненому. В нежелании ребёнка безвозмездно оказать помощь гостю обнаруживается и его характер, и его дальнейшая трагическая судьба. Встреча Фортунато с дядей – сержантом Теодоро Гамба на диалоговом уровне повторяет беседу с Джаннетто Санпьеро: в начале Фортунато ни в какую не желает помогать родственнику в поимке беглеца (параллель с тем, как мальчик отказывается помочь бандиту), затем защищается от направленных в его адрес угроз именем отца, после чего поддаётся искушению и продаёт свою помощь за нагрудные серебряные часы, стоящие явно больше одной пятифунтовой монеты, данной ему Джаннетто.
В художественном образе Фортунато видны черты Маттео Фальконе – неустрашимость, осознание своей принадлежности к древнему роду, хитрость и изворотливость (эпизод с тем, как мальчик спрятал бандита, - в копне сена, прикрыв его сверху кошкой с котятами). Склонность к предательству, торгашеству и продажности – его личные черты, обусловленные как малым возрастом, так и новыми веяниями, пришедшими в корсиканское общество. Они пока ещё едва уловимы, но уже прослеживаются в детском соперничестве (у сына дяди Фортунато, который младше его, есть часы, а у мальчика нет) и во взрослых предложениях Джаннетто и Теодоро (интересно, что и бандит, и служитель правосудия действуют одинаково, когда хотят добиться своего). Мать мальчика – Джузеппа – по характеру нечто среднее между своим мужем, и сыном: она с трудом, но всё же принимает решение мужа, избавиться от предателя, пусть даже им является желанный сын, которого так долго ждали после трёх дочерей; как и в Фортунато – в ней есть любовь к материальным вещам: узнав в Джаннетто похитителя дойной козы, она радуется его поимке, в то время как Маттео сочувствует голодному бандиту.
Кульминация новеллы, выраженная в сцене выдачи Джаннетто Санпьеро Фортунато, превращается в развязку постепенно: в начале мы видим, как реагирует на случившееся в его доме Маттео Фальконе, затем получаем оценку происходящего от Джаннетто, плюющего на порог «дома предателя», после чего видим боящегося отцовского гнева Фортунато, решившего исправить положение миской с молоком, затем повествование фокусируется на образе бандита, который отвергает сытный дар, поворачивается лицом к арестовавшему его солдату, называет его своим товарищем и просит дать воды напиться. Наблюдающий за происходящим Маттео Фальконе остаётся безмолвен. Он не помогает Джаннетто, так как не брал на себя ответственность за его судьбу, но и терпеть в своей семье предателя тоже не намерен. Пока солдаты связывают арестованного и кладут его на носилки, Маттео Фальконе ничего не предпринимает и никак себя не проявляет: возможно, он собирается с мыслями, возможно, ждёт, когда удалятся свидетели будущего убийства. Истинный корсиканец не оправдывается перед Джаннетто, но и не помогает своему родственнику – Теодоро Гамба. Внутреннее волнение героя видно только по тому, что он не прощается с последним, когда тот уходит.
Маттео Фальконе остаётся немногословным до конца трагической развязки. Он не поддаётся на уговоры жены, взывающей к его отцовским чувствам, (уговоры тоже не слишком навязчивые, так как Джузеппа понимает суть происходящего и отчасти согласна с ней), не позволяет своему сердцу размягчиться от слёзных просьб сына помиловать его. Всё, что он может сделать для своего ребёнка, - это дать ему возможность помолиться перед смертью с тем, чтобы уйти из жизни по-христиански. Прочитавший две молитвы Фортунато просит отца не убивать его, говоря, как и все дети, что «он исправится», и, как взрослый, пытаясь найти разумное решение для улучшения ситуации (попросить дядю капрала помиловать Джаннетто), но Маттео Фальконе остаётся непреклонен.
В 1824 году Александр Сергеевич Пушкин всерьез заинтересовался Пугачевским восстанием и решил написать произведение, основываясь на этом событии. В 1836, после долгих исправлений, писатель выставил в свет свою повесть, которую назвал "Капитанская дочка".
Характеры героев этой повести сложны и неоднозначны, и нельзя по одному поступку судить о положительности или отрицательности персонажа. Одним из самых ярких тому примеров, конечно, является образ Емельяна Пугачева. Интересным можно назвать и характер Петра Гринева, рост и становление личности которого мы наблюдаем на протяжении всей повести.
В самом начале истории Петруша - бездельник и шаматон, как его называет отец. Мальчик был единственным ребенком в семье (его братья и сестры умерли еще при рождении), поэтому вся любовь и ласка родителей передавалась ему. Рос Петр избалованным, не зная, какая жизнь ждет его впереди…
Когда юноше пошел семнадцатый год, отец отправил его служить, но не в Семеновский полк в Петербурге, куда он был записан раньше, а в Оренбург. По словам Петра, "Вместо веселой жизни его ожидала скука в стороне глухой и отдаленной."
Уже на пути в Оренбург Петр начинает делать первые ошибки молодости: пробует пунш и по неосторожности напивается, а также неудачно играет в бильярд на деньги, потратив при этом огромную сумму.
Прибыв на место, Петр находит его скучным и тоскливым, но очень скоро "жизнь в Белогорской крепости стала для него не только сносною, но даже приятною." Он сблизился с семьей коменданта, где его приняли, как родного, а служба Петра не отягощала.
Но главным своим достижением и новым смыслом жизни Петр считает другое: "Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться." Юноша нашел в ней симпатичную и умную девушку вопреки описаниям своего нового "друга" Швабрина.
Да, именно ради Маши Мироновой, той самой капитанской дочки, Петр меняется: из маменькиного сыночка он становится рассудительным и мужественным защитником. Не раз препятствия вставали у него на пути. Конечно, он мог бы сдаться и оставить Машу своему сопернику по любви Швабрину или пойти вслед за Пугачевым, но юноша всегда стойко держался при своем мнении, и ни влияние этих людей, ни долгие разлуки с любимой не сломили его.
<span>Можно сказать, что пребывание в суровых условиях службы в Оренбурге сделало личность из Петра Гринева, но я думаю иначе. Мне кажется, главной вещью, которая двигала юношу порой на безумные, но благородные поступки, является любовь. Именно из-за чувства, которое Петр проявлял к Маше, он расцвел и изменил свои взгляды на жизнь. </span>