Одним из первых к теме “маленького человека” обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести “Станционный смотритель”. Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести — доверительной беседы — читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых “петушистых”. Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему — гусару, аристократу, богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского — это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение — богатой содержанки — и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского — богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью — этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов “маленьких людей”. К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин
<em /> Как не далече‑далече во чистом во поли,Тута куревка да поднималася,А там пыль столбом да поднималася, ‑Оказался во поли добрый молодец,Русский могучий Святогор‑богатырь.У Святогора конь да будто лютый зверь,А богатырь сидел да во косу сажень,Он едет в поле, спотешается,Он бросает палицу булатнуюВыше лесушку стоячего,Ниже облаку да ходячего,Улетает эта палицаВысоко да по поднебесью;Когда палица да вниз спускается,Он подхватывает да одной рукой.Наезжает Святогор‑богатырьВо чистом поли он на сумочку да скоморошную.Он с добра коня да не спускается,Хотел поднять погонялкой эту сумочку, ‑Эта сумочка да не ворохнется;Опустился Святогор да со добра коня,Он берет сумочку да одной рукой, ‑Эта сумочка да не сшевелится;Как берет он обема рукам,Принатужился он силой богатырской,По колен ушел да в мать сыру землю, ‑Эта сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не поднимется.Говорит Святогор да он про себя:«А много я по свету езживал,А такого чуда я не видывал,Что маленькая сумочка да не сшевелится,Не сшевелится да не сдымается,Богатырской силы не сдавается».Говорит Святогор да таковы слова:«Верно, тут мне, Святогору, да и смерть пришла».И взмолился он да своему коню:«Уж ты, верный богатырский конь,Выручай теперь хозяина».Как схватился он да за уздечику серебряну,Он за ту подпругу золоченую,За то стремечко да за серебряно,Богатырский конь да принатужился,А повыдернул он Святогора из сырой земли.Тут садился Святогор да на добра коня,И поехал по чисту полюОн ко тем горам да Араратскиим.Утомился Святогор, да он умаялсяС этой сумочкой да скоморошноей,И уснул он на добром коне,Заснул он крепким богатырским сном.Из‑под далеча‑далеча из чиста поляВыезжал старой казак да Илья Муромец,Илья Муромец да сын Иванович,Увидал Святогора он богатыря:«Что за чудо вижу во чистом поли,Что богатырь едет на добром кони,Под богатырем‑то конь да будто лютый зверь,А богатырь спит крепко‑накрепко».Как скричал Илья да зычным голосом:«Ох ты гой еси, удалой добрый молодец!Ты что, молодец, да издеваешься,А ты спишь ли, богатырь, аль притворяешься,Не ко мне ли, старому, да подбираешься?А на это я могу ответ держать».От богатыря да тут ответу нет.А вскричал Илья да пуще прежнего,Пуще прежнего да зычным голосом,От богатыря да тут ответа нет.Разгорелось сердце богатырскоеА у старого казака Ильи Муромца,Как берет он палицу булатную,Ударяет он богатыря да по белым грудям,А богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут да Илья Муромец,Разъезжается он во чисто поле,А с разъезду ударяет он богатыряПуще прежнего он палицей булатною,Богатырь спит, не просыпается.Рассердился тут старый казак да Илья Муромец,А берет он шалапугу подорожную,А не малу шалапугу – да во сорок пуд,Разъезжается он со чиста поля,И ударил он богатыря по белым грудям,И отшиб он себе да руку правую.Тут богатырь на кони да просыпается,Говорит богатырь таково слово:«Ох, как больно русски мухи кусаются!»Поглядел богатырь в руку правую,Увидал тут Илью Муромца,Он берет Илью да за желты кудри,Положил Илью да он к себе в карман,Илью с лошадью да богатырскоей,И поехал он да по святым горам,По святым горам да Араратскиим.Как день он едет до вечера,Темну ноченьку да он до утра,И второй он день едет до вечера,Темну ноченьку он до утра,Как на третий‑то да на денечекБогатырский конь стал спотыкатися.Говорит Святогор да коню доброму:«Ах ты, волчья сыть да травяной мешок,Уж ты что, собака, спотыкаешься?Ты идти не мошь аль везти не хошь?»Говорит тут верный богатырский коньЧеловеческим да он голосом:«Как прости‑тко ты меня, хозяйнушко,А позволь‑ка мне да слово вымолвить.Третьи суточки да ног не складучиЯ вожу двух русскиих могучиих богатырей,скую,Как увидели они да чудо чудное,Чудо чудное да диво дивное:На горы на ЕлеонскияКак стоит тута да дубовый гроб.Как богатыри с коней спустилися,Они ко гробу к этому да наклонилися,Говорит Святогор да таковы слова«А кому в этом гробе лежать сужено?Ты послушай‑ка, мой меньший брат,Ты ложись‑ка во гроб да померяйся,Тебе ладен ли да тот дубовый гроб».Илья Муромец да тут послушалсяСвоего ли братца большего,Он ложился, Илья, да в тот дубовый гроб.Этот гроб Ильи да не поладился,Он в длину длинен и в ширину широк.И ставал Илья да с того гроба,А ложился в гроб да Свягогор‑богатырь.Святогору гроб да поладился,В длину по меры и в ширину как раз.Говорит Святогор да Ильи Муромцу:«Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой‑ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».Как закрыл Илья крышечку дубовую,Говорит Святогор таковы слова:«Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать‑то нечем, да тошнешенько,Ты открой‑ка крышечку дубовуА ко ласковому князю ко Владимиру.Рассказал он чудо чудное,Как схоронил он Святогора да богатыряНа той горы на Елеонскии.Да тут Святогору и славу поют,А Ильи Муромцу да хвалу дают.А на том былинка и закончилась.
Трагедия “Гамлет” - одна из важнейших вершин творчества Шекспира. Вместе с этим, это наиболее проблемное из всех творений писателя. Эта проблемность определяется сложностью и глубиной содержания трагедии, полной философской значительности.
Шекспир обычно не изобретал сюжетов для своих пьес. Он брал уже бытовавшие в литературе сюжеты и придавал им драматическую обработку. Он обновлял текст, несколько видоизменял развитие действия, углублял характеристики действующих лиц, и в результате от первоначального замысла оставалась только сюжетная схема, но с новым приобретенным смыслом. Так было и с “Гамлетом”.
Прототипом героя был полулегендарный принц Амлет, имя которого встречается в одной из исландских саг. Первый же литературный памятник, в котором рассказывается сага о мести Амлета, принадлежал перу средневекового датского летописца Сансона Грамматика (1150-1220). Краткий пересказ истории принца Амлета.
Такова истинная история, которая была взята Шекспиром за основу.
Необходимо отметить, что главное изменение, которое Шекспир произвел в сюжете древнего предания, состояло в том, что над всем сплетением событий он поставил личность героя, который стремится понять, зачем живет человек и в чем смысл его существования.
Трагедия не только в том, что мир ужасен, но и в том, что он должен ринуться в пучину зла, для того чтобы бороться с ним. Он сознает, что сам далек от совершенства, его поведение обнаруживает, что зло, царящее в жизни, в какой-то мере чернит и его. Трагическая ирония жизненных обстоятельств приводит Гамлета к тому, что он, выступающий мстителем за убитого отца, тоже убивает отца Лаэрта и Офелии, и Лаэрт мстит ему.
В центре трагедии находится вопрос о ЧЕЛОВЕКЕ, воплощен во всей фигуре Гамлета. Решение этого вопроса связано прежде всего с самим человеком, с его способностью самому стать достойным своего идеала.
<span>В Гамлете показан образ человека, который, проходя через неимоверные страдания, обретает ту степень мужества, какая соответствует гуманистическому идеалу личности.</span>