ЯКОБИНЦЫ (Jacobins), политическая группировка, пришедшая к власти в разгар Великой французской революции.
Строго говоря, якобинцы — это члены Якобинского клуба («Общества друзей конституции» , 1789-94), самого знаменитого из т. н. «патриотических обществ» , располагавшего разветвленной сетью филиалов и оказавшего через них огромное влияние на политизацию большой части населения Франции в эпоху революции. Якобинский клуб обязан своим названием месту своих заседаний — помещению бывшего доминиканского (якобинского, по ул. Сен-Жак, т. е. Св. Якова, где в Париже разместилась первая доминиканская обитель) монастыря на ул. Сент-Оноре. Принадлежность к этому клубу, его поддержка были непременным условием доступа к власти до 9 термидора. Через него прошли и фейяны, и жирондисты, и монтаньяры. Поэтому было бы ошибкой считать якобинцами лишь сторонников М. Робеспьера, Ж. П. Марата, Ж. Ж. Дантона, Л. А. Сен-Жюста, Ж. Кутона, т. е. тех, кто остался в клубе после изгнания из него жирондистов в октябре 1792. Тем не менее в исторической памяти название «якобинцы» закрепилось именно за ними, за радикальными деятелями, пришедшими к власти в период т. н. якобинской диктатуры (1793-1794) — революционно-террористической формы государственного правления Франции от падения жиронды до термидорианского переворота.
Период якобинской диктатуры стал высшей точкой восходящей линии революции. Переход власти к монтаньярам в результате восстания парижан 31 мая — 2 июня 1793 означал политическую победу новой буржуазии, капитала, возникшего в годы революции за счет купли-продажи национальных имуществ и инфляции, над старым порядком и капиталом, сложившимся в основном до 1789. В условиях внешней и внутренней войны якобинское правительство пошло на самые крайние меры, стремясь гарантировать необратимость совершенных революцией перемен. Еще до прихода к власти монтаньяры добились казни короля: 21 января 1793 Людовик XVI был гильотинирован в Париже на площади Революции, ныне площади Согласия. По аграрному законодательству якобинцев (июнь-июль 1793) крестьянам передавались общинные и эмигрантские земли для раздела; полностью, без всякого выкупа уничтожались все феодальные права и привилегии. В сентябре 1793 правительство установило всеобщий максимум — верхнюю границу цен на продукты потребления и заработную плату рабочих. Максимум отвечал чаяниям бедноты; однако он был весьма выгоден и крупным торговцам, сказочно богатевшим на оптовых поставках, ибо разорял их конкурентов — мелких лавочников. Якобинцы продолжили наступление на Католическую Церковь и ввели республиканский календарь. 24 июня 1793 была принята якобинская конституция, декларировавшая всеобщее избирательное право, однако реализация этого принципа была отложена до лучших времен из-за критического положения республики.
<span>Якобинская диктатура, успешно использовавшая инициативу социальных низов, продемонстрировала полное отрицание либеральных принципов. Промышленное производство и сельское хозяйство, финансы и торговля, общественные празднества и частная жизнь граждан — все подвергалось строгой регламентации. Однако она не смогла сдержать дальнейшего углубления экономического и социального кризиса. В сентябре 1793 Конвент «поставил террор на повестку дня» . Высший орган исполнительной власти Якобинской диктатуры — Комитет общественного спасения — разослал своих представителей по всем департаментам, наделив их чрезвычайными полномочиями. Начав с тех, кто надеялся воскресить старый порядок или просто напоминал о нем, якобинский террор не пощадил и таких знаменитых революционеров, как Ж. Ж. Дантон и К. Демулен. Сосредоточение власти в руках Робеспьера не спасло его от полной изоляции, вызванной массовыми казнями. Решающая победа генерала Ж. Б. Журдана 26 июня 1794 при Флерюсе (Бельгия) над австрийцами дала необходимые гарантии неприкосновенности новой собственности, задачи якобинской диктатуры были исчерпаны и необходимость в ней отпала.</span>
К середине XII века Киевская Русь разделилась на 15 княжеств, каждое из которых проводило самостоятельную политику. Княжества различались как по степени консолидации, так и по соотношению сил между князем, боярством, нарождавшимся служилым дворянством и рядовым населением.
<span>Девять княжеств управлялись собственными домами. В конце XI века за сыновьями старшего внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича закрепились Перемышльская и Теребовальская волости, позже объединившиеся в Галицкое княжество (достигшее расцвета в правление Ярослава Осмомысла) . В Черниговском княжестве с 1127 правили сыновья Давыда и Олега Святославичей (впоследствии только Ольговичи) . В отделившемся от него Муромском княжестве правил их дядя Ярослав Святославич. Позже из состава Муромского княжества выделилось княжество Рязанское. В Ростово-суздальской земле закрепились потомки сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Смоленское княжество с 1120-х закрепилось за линией внука Владимира Мономаха Ростислава Мстиславича. В Волынском княжестве стали править потомки другого внука Мономаха — Изяслава Мстиславича. Во второй половине XII века за потомками князя Святополка Изяславича закрепляется Турово-пинское княжество. </span>
<span>Четыре княжества не закрепились за какой-то определённой династией. Не стало отчиной Переяславское княжество, которым на протяжении XII века владели соперничающие ветви Мономаховичей. Киевский и Новгородский столы сохраняли общерусское значение: на них претендовали все сильные князья. Киев служил постоянным яблоком раздора, хотя его политическая значимость снижалась. Во второй половине XII века борьба за него шла в основном между Мономаховичами и Ольговичами. Необычная ситуация была в Новгороде. Здесь сложилось чрезвычайно сильное боярство, которое не дало закрепиться в городе ни одной княжеской ветви. В 1136 году Мономахович Всеволод Мстиславич был изгнан, и власть перешла к вечу. Новгород стал аристократической республикой. Боярство приглашало князей лишь для выполнения некоторых исполнительных функций, а также для усиление новгородского ополчения княжескими дружинниками. Схожий порядок установился в Пскове, который к середине XIII века стал автономным от Новгорода. Периферийное Тмутараканское княжество в начале XII века прекратило своё существование, пав под ударами половцев либо попав под суверенитет Византии. Первая угроза целостности страны возникла сразу же после кончины Владимира I Святославича. Владимир управлял страной, рассадив своих 12 сыновей по основным городам. Старший сын Ярослав, посаженный в Новгород, уже при жизни отца отказался посылать в Киев дань. Когда Владимир умер (1015), началась братоубийственная резня, закончившаяся гибелью всех детей кроме Ярослава и Мстислава Тмутараканского. Два брата поделили Русь по Днепру. Только в 1036 после смерти Мстислава Ярослав стал править единолично всеми землями, кроме обособившегося Полоцкого княжества, где с конца X века утвердились потомки другого сына Владимира — Изяслава. После смерти Ярослава в 1054 три его старших сына разделили Русь на три части. Старшему Изяславу отошли Киев и Новгород, Святославу — Чернигов, Всеволоду — Переяславль, Ростов и Суздаль. Двух младших братьев старшие отстранили от руководства страной, а после их смерти — Вячеслава в 1057, Игоря — в 1060, — присвоили себе их владения. Взрослые сыновья умерших не получили от дядей ничего, став князьями-изгоями. Установившийся порядок замещения княжеских столов назывался «лествичным» , то есть князья продвигались по очерёдно от стола к столу в соответствии со своим старшинством. Со смертью одного из князей происходило передвижение ниже стоящих на ступеньку вверх. Но если один из сыновей умирал раньше своего родителя или его отец не побывал на киевском столе, то это потомство лишалось права на лествичное восхождение к великому киевскому столу. Они становились изгоями, которым уже не было «части» в Русской земле...</span>
Первая русская летопись, о которой нам известно, называется ''Повесть временных лет''. Она датируется началом XII века. Она описывает многие этапы развития русских земель, начиная с древности. Самая древняя часть летописи описывает библейские сюжеты, раннюю историю славян. В летописи описаны первые князи Руси, зарождение русской государственности.
О них знали широкие массы. а знали потому, чо о них говорили за рубежом и передавало "Радио свобода" (США) , они тайно издавали свои произведения (самиздат) , и они выходили на митнинги и акции. хоть их всегда и розгоняли. их поддерживала интелигенция, которая была умом и совестью нации, и которая хорошо видела все недостатки и пороки советской системы
7 лет назад