Сказка Карлик Нос по праву считается одним из лучших произведений В. Гауфа. Основная идея сказки – торжество богатства внутреннего мира над внешним, значение дружбы и преданности в жизни человека. Сказка имеет огромное воспитательное значение для детей, поскольку учит их дружбе, взаимопомощи и указывает на торжество справедливости.
Центр сказки Гауфа Карлик Нос - Яков, мальчик, украденный колдуньей и превращенный ею в карлика с отталкивающей внешностью. Убежав от злой ведьмы, мальчик пытается вернуться к родителям, которые, однако, не в силах узнать своего сына в незнакомом карлике. От отчаянья Яков устраивается на работу поваром к королю, где и спасает гусыню, оказавшуюся заколдованной девочкой Мими. Именно их дружба и позволяет преодолеть все преграды и расколдовать друг друга.
<span>Через всю сказку автор проносит оптимизм, веру в лучшее, и в конечном итоге все заканчивается торжеством добра. Особое значение данная сказка имеет также и при воспитании в детях любви к своим родителям, так как подчеркивает значение семьи в жизни человека.</span>
К сюжету о спящей красавице обращались неоднократно сказочники разных стран мира. Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по литературе в разных обличьях. Достаточно вспомнить и другие произведения: сказку «Царевну-шиповник» Шарля Перро, балет П.И.Чайковского «Спящая красавица», сказку «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Мы выяснили, что в основу сюжета этих сказок положен сюжет народной сказки о спящей царевне, который упоминается в сборнике «Сравнительный указатель сюжетов. Восточно - славянская сказка» под № 709. [8]. Мы решили сопоставить сказки, в основе которых лежит сюжет о спящей царевне, взяв для сравнения литературные сказки А.С.Пушкина и В.А.Жуковского. Нам интересно, насколько похожи они, много ли общего и различного в них, как они перекликаются с первоисточниками.
Актуальность темы. Во второй половине XIX столетия эти сказки привлекли внимание филологов и с тех пор до настоящего времени являются объектом научного исследования, а иногда и научной полемики. Одним из первых исследователей сказок был П. В. Анненков, который обратился к вопросу источников. В литературе есть статьи и других литературоведов, исследователей сказок А.С.Пушкина и В.А. Жуковского (М.К. Азадовский, Ю.М.Соколов, В.С. Непомнящий), в которых проводится источниковедческое сопоставление, а стилистическое рассматривается мало. Мы провели сравнительный анализ двух сказок, выяснили их близость к народным, обратились к источникам. Собранный нами материал будет способствовать лучшему пониманию произведений и характеров героев, расширению знаний о традициях и новаторстве в народной и литературной сказке.
Гипотеза. Мы предполагаем, что в сказках «Спящая царевна» Жуковского и «Сказке о мертвой царевне» Пушкина больше различий, чем сходства, что сказку А.С. Пушкина лучше знают и дети, и взрослые, так как она ближе к русской народной сказке.
Объект исследования - тексты: «Сказка о мертвой царевне» А.С. Пушкина, «Спящая царевна» В. А. Жуковского, «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм, «Спящая красавица» Шарля Перро.
Предмет исследования: сюжеты, композиция, художественные средства, герои произведений, совпадения и различия в них, наличие элементов народной сказки.
Цель: сравнить сказки А.Пушкина и В. Жуковского, выявить сходство и различие между ними и первоисточниками.
Задачи. Прочитать сказки; Сравнить сюжеты, композицию и героев сказок Пушкина и Жуковского; Установить их первоисточники; Выявить родство этих сказок с народными; Установить сохранение традиций народных сказок в литературных произведениях; Провести анкетирование учащихся старших классов; Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
Методы исследования: анализ художественной, научной, критической литературы; сравнение произведений; анкетирование.
Основная часть
История создания
Василий Андреевич Жуковский и Александр Сергеевич Пушкин – гениальные русские поэты. Жуковский больше известен как поэт и переводчик, а Пушкин – как поэт, писатель, сказочник. Творческие и личные отношения поэтов – важная страница в истории русской литературы. В течение всей своей жизни Пушкин питал к Жуковскому уважение и привязанность, считал его своим учителем. «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина», - писал критик В.Г. Белинский. Именно Жуковский предсказал гениальность Пушкина. В 1815 году, прослушав пушкинское «Воспоминание в Царском Селе», в письме к Вяземскому он писал: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти будущему гиганту, который всех нас перерастет». И позже, в 1820 году, в знак признания этого факта, высоко оценив сказочную поэму «Руслан и Людмила», подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Лето 1831 года Жуковский и Пушкин проводили в Царском Селе. Там они вступили в шутливое «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Об этой стороне жизни двух поэтов Гоголь, находившийся вместе с ними, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы - Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»[10] Жуковский тогда закончил «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин написал только одну - «Сказку о царе Салтане…» Но, возможно, он вернулся осенью 1833 года к мысли о шутливом соревновании и создал «Сказку о мертвой царевне…»
Потому что сделано так что челавекцарь зверей а животное привязывается к человеку и у него нету корысти
Счастье – это быть с природой,
видеть ее, говорить с ней.
(Л. Н. Толстой.)
Природа – это одно из самых главных богатств нашей Родины.
Я очень люблю отдыхать на природе: ходить в лес, собирать ягоды, грибы, орехи, плавать в речке.
Мы можем любоваться её яркостью, многообразием, необыкновенной красотой. В природе есть все необходимое для нашего существования: воздух, вода, пища. В настоящее время очень много говорят об охране природы. В школах введен такой предмет как экология. На внеклассных мероприятиях очень часто говорится о том, как легко растерять природные богатства, и как сложно их восстанавливать. Людьми истреблено очень много видов животных и растений. Страшно подумать, ведь их больше никогда не будет, ничего нельзя вернуть назад! А сколько леса сгорает ежегодно из-за неправильного поведения в нем! И, оставляя непотушенный костер в лесу, никто не задумывается, сколько полезного мы от этого леса получаем. Дерево используют в разных отраслях нашей промышленности. Например, из ели делают лекарства, мебель, лыжи. Глядя на то, как мы относимся к окружающему нас миру, можно судить о нашем культурном уровне. Мы часто во дворе проходим мимо засохшего кустика, сломанной ветки, а как было бы здорово, если бы мы помогли каждому израненному дереву!
Природа влияет на нашу жизнь и настроение. Она вдохновляет, радует. Поэтому, чтобы природа была нашим другом, нужно ее любить и беречь. Я считаю что, если каждый человек будет соблюдать чистоту в своем дворе, в лесу, где гуляет, на предприятии, на котором работает, все вокруг изменится! Надеюсь, что люди одумаются, перестанут разрушать землю, на которой живут и поймут, что наша природа существует не для одноразового использования.
В греческом и нартском эпосе идет сюжетная перекличка - в обоих произведениях герой вступает в схватку с циклопом (одноглазым великаном). Оба великана живут в пещере, пасут овец, закрывают вход в пещеру огромным камнем и лакомятся нежеланными гостями. Существуют два очень близких по содержанию фрагмента, где герои хитростью покидают пещеру великана, спрятавшись под животом самого крупного барана (козла).
Однако, сюжетные линии разнятся в мотивах героев. Если Одиссея привело к циклопу любопытство, а выручили друзья и хитрость, то Бадыноко помогал гостеприимному хозяину отомстить за смерть братьев. Грека занесло на остров по воле Богов и нарта привела к великану судьба, послав сильного и смелого охотника на помощь людям. Одиссей опоил, ослепил циклопа, назвался "никто" и сбежал от гнева великана, тогда как Бадыноко победил в честном поединке, избавив мир от чудовища.
Одиссей предстает в эпическом произведении как хитроумный искатель приключений, спасшийся чудом. Бадыноко же истиный герой, наделенный не только силой, но и справедливостью, добротой и честью.