Они поженились ибо Андрей Болконский умер.
Герои сказки — генералы — по своей легкомысленности оказываются на
необитаемом острове. Ни к чему не способные, едва не погибают они от
голода среди обилия плодов, дичи и рыбы. Поняв, что их спасение в
мужике, бросаются ободрившиеся генералы на его поиски. Найдя спящего
«лежебоку» , генералы заставляют его на себя работать. Автор не случайно
называет мужика мужичиной. Он подчеркивает в его облике физическую
мощь, громадную силу. И тем не менее мужик не может, не умеет дать отпор
жалким поработителям.
Мужичина - мастер на все руки. Он находчив,
умел, сноровист. Все у него получается споро. Яблоки с дерева доставать -
легко, картофель в земле добыть - тоже, силок для ловли рябчиков из
собственных волос изготовить - не проблема. Огонь добыть, пищу на нем
приготовить, чтобы накормить прожорливых тунеядцев, - все это получается
у мужика без затруднений. И этим писатель восхищается и гордится.
Однако
горькой иронией указывает сатирик на рабское поведение мужика. Добыв
для генералов яблок, он дал им по десятку, а себе взял только одно, да и
то кислое. Услужив своим эксплуататорам, мужик не забыл спросить:
"Довольны ли вы, господа генералы? " - отдыхал только с вычайшего
позволения. Боясь потерять того, кто обеспечивает им жизнь,
генералы-паразиты просят мужика свить для самого себя веревочку, чтоб
потом привязать его к дереву. С каждым днем мужик проявляет ради
генералов все большую изобретательность. "Стал даже в пригоршне суп
варить", - сообщает автор.
С некоторой радостью воспринимает мужик
требования генералов доставить их домой, в Петербург, на Подъяческую. "И
начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать
за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не
гнушалися! " - с едкой насмешкой говорит сатирик.
Великий умелец
строит настоящий корабль, на котором оказывается возможным "океан-море
переплыть", а дно его он для удобства генеральского заботливо уложил
лебяжьим пухом. В сложном пути мужичина тоже не забывает о господском
благополучии: "кормит генералов селедками".
Весьма скромна генеральская благодарность: рюмка водки да пятак серебра. Но ведь большего мужичина и не требует.
В
«Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Салтыков-Щедрин показывает одновременно силу и слабость простого
русского народа в эпоху самодержавия. Сатирик указывает на огромный
потенциал, скрытый в народных массах, и на крестьянскую пассивность,
покорность, долготерпение. В сказке звучит боль писателя за русского
мужика. Горькими раздумьями о судьбе родного народа, родной страны полна
«Повесть...» .
Глава II- Maman.
Повесть Л. Н. Толстого «Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить «коренные» чувства, свойственные каждой поре. Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.
Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести – Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.
В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была «постоянная доброта и любовь в глазах». Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.
Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.
В повести маленький герой разлучается с маменькой – он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве – признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда. Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное – смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.
Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»
Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!».
Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.
<span> Повесть заканчивается страшным событием – смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией «окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха», эпоха взросления.</span>