<span>В рядах Раскольников были представители самых разных слоев населения: бояре, купцы, стрельцы, посадские люди, крестьяне, многие (особенно провинциальные) священнослужители.</span>Причины раскола многообразны. Ученые В. О.Ключевский, Н. Ф.Каптерев, П. Н.Милюков основными мотивами раскола считали консерватизм, приверженность русского народа дедовским обычаям, неприязнь к новшествам, особенно заимствованным с Запада.Протоиерей, историк философии и общественной мысли В. В.Зеньковский рассматривал раскол, как протест против заражения церкви "мирским духом", что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси.Историки А. П.Щапов и Н. М.Никольский видели в расколе проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостнического гнета со стороны государства.Видимо, все эти факторы имели место. Кроме этого, надо иметь в виду, что реформа была проведена поспешно, без должной подготовки массового сознания, с помощью насилия, хотя ее политико-дипломатические цели были, видимо, оправданы.<span>Возможно, раскол не пустил бы такие корни, но, по мнению известного специалиста в области православной церкви А. В.Карташева, уход в 1658 году Никона с патриаршего поста усилил фанатизм вождей раскола, вселил в них веру о возвращении старых порядков. Но, осудив в 1666 году Никона и сослав его в монастырь, царь не отменил реформ патриарха. Никон был обвинен в неуважении к царю, вмешательстве в светские дела, гордыне, нарушении норм церковной жизни и др.</span><span>Действительно, Никон пытался возвысить церковную власть над светской и отменитьСоборное уложение 1649 года. В начале своего патриаршества он вытребовал себе титул "Великого государя", заявляя о необходимости решающего значения его голоса в любом государственном деле. В тот период царь принял условия Никона, так как считал эту меру полезной для проведения церковной реформы. Однако по мере ее осуществления он все больше тяготился притязаниями патриарха на лидерство в стране.</span><span>Начало раскола относится к 1654 году, к выступлению протопопа Аввакума Против нововведений. Среди сторонников раскола были такие даровитые и умные люди, как Иван Неронов, Андрей Денисов, Спиридон Потемкин и др. Они выступили под флагом "хранителей древнего благочестия". Протопоп Аввакум писал в своем "Житии", что до появления Никона именно Россия была центром и хранительницей истинного православия, и поэтому, "...не нам у греков, а им у нас надо учиться правой вере". С точки зрения исторических фактов протопоп Аввакум и его товарищи были правы: не русские, а греки отступили от традиций первых христиан, пересмотрев в XII веке обрядовые нормы. Что касается исправления священных книг, то у греков погрешностей и ошибок встречалось не меньше, чем у русских.</span>
<span>Родовая община, как форма общественной организации людей, возникла на заре развития человечества, при первобытных людях. Произошло это десятки тысяч лет назад в тот момент, когда человек вдруг понял, что он не просто животное, научившееся метать камни и ловить рыбу костяными крючками, а член семьи. Первобытная община и возникла на основе родственных отношений, когда члены одной семьи старались жить вместе, чтобы общими усилиями бороться за жизнь, добывать еду, выживать. В тех условиях можно было выжить только коллективом. Врагов было много, включая природу и климат, а человек был слаб. Поэтому родственные отношения между людьми стали тем оружием, которое человек смог противопоставить холоду, голоду и острым зубам.</span>
<span>Топор- насаженное на рукоятку металлическое орудие для рубки с лезвием и обухом. Мотыга- орудие труда ,принадлежит для обработки земли. Серп-хозяйственный инструмент,которым жали зерно.</span>
Золотая орда распалась на множество государств (в основном ханства) Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, устранение осколков есть присоединение большинства из них Московскому государству