Неприятие действительности; культ красоты как высшей ценности; мистицизм, вера в сверхъестественные силы; индивидуализм; отказ от морали буржуазного общества; предпочтение форме над содержанием или полное его отрицание, поэтизация слабости, угасания, разрушения; индивидуализм и эстетство как бунт против нечеловеческих принципов буржуазного общества; «Искусство для искусства»;
«Капитанская дочка».
Глава «Вожатый» очень важна для понимания всего романа «Капитанская дочка». Здесь Гринёв впервые видит Пугачёва, правда, пока не подозревая, кто он такой. Эта встреча во многом изменила жизнь Петра Андреевича. Обратимся к событиям второй главы романа.
Гринёв и Савельич едут в Белогорскую крепость. Начинается буран. Герои в опасности: непогода застала их в степи, дороги они не знают, а значит, рискуют заблудиться и даже погибнуть.
На помощь неожиданно приходит неизвестный мужик, который указывает путь. Приглядевшись к своему спасителю на постоялом дворе, Гринёв отмечает в его поведении некоторую странность: речь его изобилует народными поговорками, с мужиками он говорит загадками.
По пути на постоялый двор Пётр видит сон, значение которого понял только спустя время. Ему снится больной отец, образ которого вдруг меняется на чернобородого страшного мужика, в портрете которого угадываются черты нового знакомого.
Пугачёв стал для Гринёва вожатым. Он не только указал главному герою дорогу к постоялому двору, но и помог ему разобраться в жизни, научиться вести себя в соответствии с законами чести. Это видно из последующих событий романа.
Пётр – офицер
Сухма́н (Сухма́нтий[1], Суха́н) Одихма́нтьевич (Даманти́евич) — былинный богатырь, герой киевского былинного цикла.
Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую. Во время поездки он видит, что Непра-река борется с силой татарскою, которая мостит на ней мосты калиновы, чтобы идти к Киеву. Сухман избивает силу татарскую, но во время сражения получает ранения, которые закрывает листочками. Сухман возвращается в Киев без лебеди. Князь Владимир не верит ему и велит за похвальбу заточить в погреб, а Добрыню Никитича посылает узнать, правду ли сказал Сухман, и, когда оказывается, что правду, Владимир хочет наградить Сухмана; но он снимает с ран листочки и истекает кровью. Из его крови потекла река Сухман[2].
Согласно Всеволоду Миллеру, прототипом его является псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 г. Былины подверглись контаминации со сказанием о реке Сухма́не, которая пересыхает (Ср. сухме́нь, сухо́й)[3].