Произведение А.П. Чехова "Жалобная книга", на первый взгляд, удивляет читателя отсутствием сюжета и бессмысленным фрагментом подсмотренного человеческого бытия. Жалобы, претензии, глупости и "откровения" - все они написанные в станционном формуляре, вызваны досадой, несварением, избытком свободного времени, озорством... Это все так похоже на современную страничку в соцсетях, где под актуальной темой два-три стоящих внимания комментария, а дальше желчь и словоблудие. Этой карикатурой на современность мне и понравился рассказ. Глупость неискоренима, господа!
Борис, такой, каким Катерина видит его,
представляет собой полную
противоположность “темному царству”
самодуров. Это неудивительно: Борис
воспитан, образован, обходителен, одет по
столичной моде. Но Катерина жестоко
ошибается в этом человеке: Борис отличается
от обитателей города Калинова лишь внешне.
Борис Григорьевич – племянник Дикого. Он
один из самых слабохарактерных героев
пьесы. Сам Б. говорит о себе: «Уж ведь
совсем убитый хожу… Загнан, забит… » Б. –
добрый, хорошо образованный человек. Он
резко выделяется на фоне купеческой среды.
Но он по своей натуре слабый человек. Б.
вынужден унижаться перед своим дядей,
Диким, ради надежды на наследство, которое
тот ему оставит. Хотя сам герой знает, что
этого никогда не будет, он, тем не менее,
заискивает перед самодуром, терпя его
выходки. Б. неспособен защитить ни себя, ни
любимую им Катерину. В несчастье он только
мечется и плачет: «Ах, кабы знали эти люди,
каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай
бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко
было, как мне теперь… Злодеи вы! Изверги!
Эх, кабы сила! » Но силы этой у Б. нет,
поэтому он не в облегчить страдания
Катерины и поддержать ее выбор, увезя с
собой.
Т. – незлой, но слабый человек, он мечется
между страхом перед матерью и
состраданием к жене. Герой любит Катерину,
но не так, как того требует Кабаниха - сурово,
«по-мужски» . Он не хочет доказывать жене
свою власть, ему нужна теплота и ласка:
«Зачем же ей бояться? С меня и того
довольно, что она меня любит» . Но этого в
доме Кабанихи Тихон не получает. Дома он
вынужден играть роль послушного сынка: «Да
я, маменька, и не хочу своей волей жить! Где
уж мне своей волей жить! » Его единственная
отдушина – это поездки по делам, где он
забывает все свои унижения, топя их в вине.
Несмотря на то, что Т. любит Катерину, он не
понимает, что происходит с его женой, какие
душевные муки она испытывает. Мягкость Т.
– одно из его отрицательных качеств. Именно
из-за нее он не может помочь жене в ее
борьбе со страстью к Борису, он не может
облегчить участь Катерине и после ее
публичного покаяния. Хотя сам он отнесся к
измене жены мягко, не злясь на нее: «Вот
маменька говорит, что ее надо живую в землю
закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю,
мне ее пальцем жаль тронуть» . Только над
телом мертвой жены Т. решается на бунт
против матери, публично обвиняя ее в гибели
Катерины. Именно этот бунт при людях
наносит Кабанихе самый страшный удар.
Во́тчина<span> (от слова отец) — наследственное земельное владение. </span>Вотчина<span> составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.</span>
<span>О начале работы Гоголя над «Ревизором» исследователи не имеют единого мнения.
</span><span>
Комментаторы полного собрания сочинений Гоголя В. В. Гиппиус и В. Л. Комарович пишут, что, вернувшись 23 октября 1835 года в Петербург, Пушкин в одну из первых встреч с Гоголем передал ему сюжет «Ревизора» . С этого времени, т. е. с конца октября — первых чисел ноября 1835 года, и началась работа Гоголя над комедией. Первая черновая редакция ее была написана очень быстро: письмо Гоголя к Погодину от 6 декабря 1835 года говорит уже о завершении не только этой, но и второй черновой редакции «Ревизора». </span>