Крестьяне, принадлежавшие барину, в частности, его слуга Ермолай, много раз рассказывали ему о леснике Бирюке, которого "все окрестные мужики боялись, как огня".
Вот как они отзывались о Бирюке: "мастер своего дела", "силён, ловок, как бес". Мужики пытались подкупать лесника вином и деньгами, но на "приманку" тот не шёл. "Добрые люди" не раз собирались его "сжить со света", а он не давался. Так же отзывались о Бирюке и соседние крепостные, которые "шалили" в лесу ( рубили деревья, тащили и вязанку хвороста ) обычно ночью, в плохую погоду.
Мужик-вор захвачен Бирюком во время
порубки хозяйского леса кричит леснику;
" А до тебя, погоди, доберёмся! Недолго тебе царствовать, затянут тебе глотку! "
<span>Но на самом деле, лесник - хороший человек, только нелюдимый, скрытный, никому не показывает своего истинного лица. Он знает, что будет наказан хозяином за срубленное дерево, однако отпускает вора. Сам живёт в бедности, доходящей до нищеты, но оказывается отзывчивым на чужое горе: понимает, что бедняк ворует не от жадности, а от безысходности, только беспросветная нужда толкает его на такое опасное дело.</span>
Так-то смысл прямой... ну я расшифрую. Доброе дело намного лучше, крепче, совестней, умней чем плохое
Митрофанушка (Простаков Митрофан) – сын помещиков Простаковых. Он считается недорослем, т.к. ему 16 лет и он не достиг совершеннолетия. Соблюдая указ царя, Митрофанушка учится. Но делает это с большой неохотой. Он отличается тупостью, невежеством и ленью (сцены с учителями).
Митрофан груб и жесток. Он издевается над учителями и крепостными. Пользуется тем, что мать в нем души не чает, и вертит ею, как хочет.
Митрофан остановился в своем развитии. О нем Софья говорит: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».
Когда план Простаковой женить сына на богатой воспитаннице, Софье, не удается, недоросль ведет себя как раб. Он униженно просит прощения и покорно принимает от Стародума «свой приговор» - идти служить («По мне, куды велят»).
Скотинин называет Митрофана «чушка проклятая». Причина :в неправильном, уродующем воспитании.
Образ Митрофанушки и само понятие «недоросль» стало нарицательным. Сейчас так говорят о невежественных и глупых людях.