А.С. Пушкин в повести "Метель" рассказывает о роли обстоятельств, которые от нас не зависят, о роли случая. Герои рассказа, даже не подозревали, что судьба может над ними так подшутить. Своеобразная повесть "Метель" А.С. Пушкина наглядно демонстрирует неожиданные повороты в жизни героев, скачки и падения, иллюстрирует ситуации, которые нельзя исправить — человек обречен. Но как оказывается, всё может оказаться совершенно иначе.
Дело обстояло ранней зимой, холода, метели уже наступили. Возлюбленные Мария и Владимир реже виделись, чаще переписывались и тосковали друг за другом. Родители Марии не возлюбили бедного армейского прапорщика и подбирали дочери подходящего избранника. Любовники решились на отчаянный шаг – тайно вступит в брак. Местом венчания была выбрана небольшая церквушка в глухой деревне вдали от дома. Казалось, всё было распланировано: Мария претворяется уставшей, идёт в почивальню, а тем временем её ждут подготовленные сани. Невеста в полночь, как и оговорено, стояла у алтаря.
Вопреки желанию и упорству Владимира, ему так и не судилось стать супругом Марии. Когда он выехал из дома – началась сильная метель. Всадник осознал, что сбился с пути очень поздно. Приложив все усилия и храня в душе надежду, он всё-таки прибыл в церковь, опоздал. Невеста была в отчаяние, ждала любимого, занемогла. В это время неподалёку проезжал молодой офицер, которого и приняли за жениха, подвели к алтарю и обвенчали. Когда Мария очнулась – вскрикнула от ужаса, что обвенчали не с Владимиром. После она супруга и не видела. Владимиру рассказал это священник, и разбит отчаянием, влюблённый ушёл на фронт.
Жизнь молодых людей была испорчена ненадолго. После долгой печали и меланхолии, Мария всё же нашла утешение в гусарском полковнике, который вернулся с войны. Бурмин был красив, статен, но молчалив. Как выяснилось, молодой человек был женат, и супругой его была та самая Мария.
Трагедия в личной жизни героев, могла поставить крест на будущем, если бы не оказалась спасением. Метель определила судьбу юношей. Не спросив разрешения, погода устроила приятный сюрприз – подарила их друг другу. В повести "Метель" А.С. Пушкин показал читателю насколько человек беспомощен перед своей судьбой.
У каждого времени свои герои. Они определяют его лицо, характер, принципы, этические ориентиры. С появлением «Мертвых душ» в русскую литературу вошел новый герой, не похожий на своих предшественников. Неуловимое, скользкое ощущается в описании его внешности. «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако же и не так, чтоб слишком молод... » Гоголю даже тяжело определить его положение, дать имя этому новому явлению. В конце концов слово найдено: «Справедливее всего назвать его: хозяин, приобретатель» . Это представитель новых, буржуазных отношений, которые составляются в русской жизни.
Чичиков вырос хотя и в дворянской, но бедной семье, в домике с маленькими окнами, которые не отворяли ни зимой, ни полетом. Бедность, унижение, одинокость постепенно убедили Павлушу в том, что есть лишь один способ, чтобы утвердиться в жизни - деньги. На всю жизнь он запомнил завещание отца: «Все сделаешь и все прошибешь копейкой» .
Испытав неудачи на службе, Чичиков ставит себе справедливый вопрос: «Почему же я? зачем на меня обрушилась беда?... и почему должен я пропасть червем? » Чичиков не хочет «пропасть» и ищет пути приспособления к новой жизни. Придуманный им способ обогащения можно назвать авантюрой, аферой. Но ему подсказало само время: беспорядок в стране, тяжелое положение крестьян. «А теперь же время удобное, недавно была эпидемия, народа вымерло, слава Богу, не мало. Помещики проигрывались в карты, закутались и промотались как следует; все полезло в Петербург служить: имена брошены, управляются как попало, подать уплачивается с каждым годом труднее» . Товар, который скупает Чичиков, даже сегодня непривычный ни для слуха, ни для ума - мертвые души. Но как бы не страшила непривычность аферы, предлагаемой помещикам, очевидная выгода ее закрывает глаза на то, что и в большинстве случаев Чичикову удается уговорить помещиков продать ему «мертвые души» .
<span>И вдобавок Чичиков владеет многими качествами человека «нового времени» , «дельца» , «спекулянта» : и приятность в поведении и уступках, и живость в деловых делах - «все оказалось, что нужно для этого мира» . Одного только не оказалось в ловком предпринимателе - живой человеческой души. Все живые понуждения Чичиков выдворил со своей жизни. Человеческие чувства, «блистающая радость» жизни уступили месту практицизму, идеи успеха, расчета. В конце первого тома Чичиков не достиг своей цели. Он не только испытал коммерческие неудачи, а и понес моральный убыток. Но в жизни нашего героя уже случались поражения, и они не дернули Чичикова отказаться от мечты в жизни «во всех довольствах, со всякими благосостояниями» . И мне кажется, что он ее когда-нибудь осуществит. Ведь другой мечты и цели у него нет. А неудача сделает его более опытным, хитрым. Или не поэтому улыбается Чичиков, что мчится на тройке верстовым путем?</span>
Михаил Юрьевич Лермонтов среди всех русских поэтов занимает особое место. Его поэтический мир – это область мощного человеческого духа, который отвергает пошлую мелочность повседневности и обыденности. Особый элемент лермонтовской поэзии – мрачное чувство отчаяния из-за того, что земная жизнь порой бывает «пустой и глупой шуткой» . Традиционно такого типа настроения в литературе относятся к художественному стилю романтизм. Поэма «Мцыри» в этом отношении не стала исключением.
В первую очередь «Мцыри» является поэмой романтической благодаря наполняющей ее экзотике.
Кавказ.. .Горные склоны, мрачные ущелья.. .Свободолюбивые и сильные люди, которые способны всю свою жизнь подчинить единственной глубокой страсти.
Для русской романтической литературы издавна была традиционной тема Кавказа. Достаточно вспомнить «Кавказского пленника» Пушкина или повести А. А. Бестужева-Марлинского. Интересно, чем же так привлекал романтиков Кавказ? Почему не бескрайние просторы Сибири, не Волга с ее широким раздольем? Возможно, для романтиков было очень важно то, что на Кавказе из-за постоянных войн человек всегда находился как будто на грани жизни и смерти, а это, несомненно, придавало особое напряжение всему человеческому существованию. Даже образ отца, который с детства отложился в памяти Мцыри, не имеет в себе никаких бытовых черт.
К тому же, пышная и величественная природа Кавказа всегда особым образом вдохновляла русских поэтов-романтиков. В сравнении с ней скромная русская природа выглядела скудно и даже однообразно. Романтики всегда умели видеть за серым бытом – бытие. Для них обычные капли дождя – это «небесные слезы» . Поэзия романтиков создает особый, невидимый, но идеальный мир, она дает всем нам шанс стать богаче духовно.
Конечно, «Мцыри» является романтической поэмой не только из-за места действия, но и благодаря главному герою. Обычно в таких произведениях романтическая личность противопоставляется окружающему миру, она совсем не похожа на остальных людей. Вот и Лермонтов в своей поэме постоянно подчеркивает отчужденность главного героя от всех, его особый склад ума и характер.
Что же необычного в образе Мцыри? Его сосредоточенность на колоссальной, огромной страсти, его мужество и его воля. Тоска Мцыри по родине становится какой-то необъятной, выходящей за привычные по человеческим меркам масштабы. Мцыри обладает гордой и неизмеримо-глубокой натурой. Именно такие личности больше всего привлекают писателей-романтиков, которые всегда ищут в жизни что-то исключительное, а не обыкновенное и типичное.
<span>На мой взгляд, именно романтическое настроение поэмы «Мцыри» делает ее мир таким трагическим. Ведь, например, в «Кавказском пленнике» Л. Н. Толстого показаны те же края. Но, вспоминая героев этого рассказа, которые благополучно вернулись на родину, мы еще трагичнее воспринимаем обреченного на погибель Мцыри. Он – романтик в душе, и обречен именно поэтому. </span>