Для меня эта пьеса - символ борьбы нового со старым. Как бы ни старалась Кабаниха защитить свои устои, совершенно очевидно, что ее философия трещит по швам. Символом нового, прогрессивного мышления выступает Катерина, невестка Кабанихи.
Конечно, финал пьесы трагичен: Катерина совершает суицид. Однако дух свободы, которым пронизана пьеса, остается жить, и ясно, что это только начало борьбы со старыми устоями в российском обществе, что рано или поздно тирании придет конец.
<span>Считаю, что идея этой пьесы выходит далеко за рамки литературного произведения. Проблемы всего российского общества - на поверхности. И пусть главная героиня уходит из жизни... Это вовсе не поражение философии нового. Наоборот, новое одерживает историческую победу, поскольку Катерина не смирилась со своей участью и не приняла правила игры Кабанихи. </span>
один из наиболее известных русских писателей и мыслителей, один из величайших писателей мира[4]. Участник обороны Севастополя. Просветитель, публицист, религиозный мыслитель, его авторитетное мнение послужило причиной возникновения нового религиозно-нравственного течения — толстовства. Член-корреспондент Императорской Академии наук (1873), почётный академик по разряду изящной словесности (1900)[5].
Образ Печорина весьма неоднозначный. Лично у меня не получилось четко сформулировать свое отношение к нему.
С одной стороны он эгоистичен до невозможности. Это прекрасно видно по его поступкам. Он влюбил в себя Бэллу, но как только та перестала сопротивляться бросил её. А в то время обесчещенную девушку никто не возьмет за муж. Он сломал ей жизнь. Или взять случай с глиняной мастерской, которую он разнес в алкогольном угаре. Бедные гончары еле ушли живыми.
В дневниковых записях мы видим его обратную сторону. Оказывается его душе знакомы сострадание и жалость. Он понимает, что он сотворил с Беллой, и не оправдывается. Там же мы видим, что он так ненавидит "глиномесов" потому, что его первые попытки в этом деле закончились неудачей. Он делает всё для собственного развлечения, но в дневниках называл себя "опущенным", показывая, что этот путь опустил его на "дно" жизни.
"Доброта и сострадание героев повести"
В повести "В дурном обществе", показано разное отношение к одним и тем же людям, оказавшимся в трудных обстоятельствах со стороны взрослого общества, жестокого и надменного по отношению к тем, кого называют в повести "дурным обществом" и со стороны главного героя книги мальчика Васи, сына судьи, представителя "порядочного общества". Мальчик видит этих людей своим чистым сердцем и видит совсем не то, что видят взрослые. Взгляд взрослых благополучных богатых людей жесток, взгляд мальчика милосерден и добр, представители "дурного общества" отнюдь не вызывают у него презрения или отвращения. Он дружит с детьми пана Тыбурция - Марусей и Валеком, помогает им, потому что дети всегда голодные. Он не осуждает своего друга Валека даже когда узнает о том, что он ворует для голодной сестры яблоки, он видит в этом не порок прежде всего, а любовь к сестре.
Книга заканчивается очень грустно, Маруся умирает. Вася в конце повествования находит общий язык с отцом, который принимает участие в жизни несчастной семьи Тыбурция, они начинают больше понимать и уважать друг друга.
Доброта Васи противопоставлена в повести жестокости и равнодушию общества.
Стихотворение Пушкина «Цветы последние милей…» посвящено близкой подруге поэта – Прасковье Александровне Осиповой. Эта помещица жила в Тригорском, которое находилось по соседству с Михайловским. Впервые Пушкин повстречался с Осиповой, когда отбывал ссылку в имении родителей. В творчестве поэта Прасковья Александровна сыграла значительную роль. В произведениях Пушкина упоминание о ней встречается более ста раз. Поэт ласково обращался к женщине – «милая старушка», а Осипова называла Александра Сергеевича – «сын моего сердца».