Крупнейшие русские историки второй половины XIX в.
<span><span>Ф.И.О. историкаОсновные научные трудыВклад в историческую науку</span><span>С.М. Соловьев«История России с древнейших времен»Роль государственности и общность исторического развития России и Европы</span><span>В.О. Ключевский«Курс русской истории»Значение социально-экономических причин в истории</span></span>
Задание 2. Проведите линии в схеме.
Нажми, чтобы увеличить
Средний уровень грамотности населения России — 21,1%
Грамотность среди мужчин — 29,3%
Грамотность среди женщин — 13,1%
Население со средним образованием — 4%
Население с высшим образованием — 1%
Задание 3. Приведите в соответствие таблицу
Русские путешественники второй половины XIX в.
<span><span>№Фамилия№Район исследования</span><span>1Н.Н. Миклухо-Маклай2Камчатка, Чукотка, острова северной части Тихого океана</span><span>2Ф.П. Литке1Юго-восточная Азия, Австралия, Новая Гвинея</span><span>3Н.М. Пржевальский3Центральная Азия</span></span>
Задание 4. Заполните таблицу
Развитие естественных наук во второй половине XIX в.
<span><span>УченыйОтрасль наукиОткрытие</span><span><span>А.С. Попов
Д.И. Менделеев
И.М. Сеченов
И.П. Павлов
И.И. Мечников</span><span>Физика
Химия
Физиология
Физиология
Физиология и медицина</span><span>Радио
Периодический закон
Рефлексы головного мозга
Высшая нервная деятельность
Фагоцитоз, эволюционная эмбриология</span></span></span>
<span>Когда арабы мощным потоком перемещались по древним странам
Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, ничто не предвещало,
что здесь произойдёт чудо рождения блестящей культуры. Арабам не было
известно практически ничего, что давно знали завоёванные ими народы.
Арабы принесли ислам, который приняли местные жители. Ислам стал основой
развития культуры мусульманского Востока. Учение Мухаммада (мир ему и
благословение) было терпимо к иноверцам. Во время зарождения ислама
арабы без труда усвоили великие культурные традиции, завоёванных ими
народов. Арабы проявили редкую готовность слушать и впитывать мудрость
народа, на земли которых они пришли. Так и получилось, что в
мусульманской культуре средневекового Востока в прекрасный узор вплетены
нити греческих и персидских, армянских и индийских, римских и
среднеазиатских, еврейских, сирийских и египетских культурных традиций.</span>
<span>Выход государства, даже непрерывно растущего, из его привычной геополитической сферы есть тот момент, когда количество переходит в качество: рождается не новая провинция, но империя, с ее особым универсальным самосознанием.
Георгий Федотов1
</span>
<span>Еще при жизни Василий Темный, желая гарантировать московский престол старшему сыну (великий князь хорошо помнил все, что пришлось пережить ему), сделал его соправителем. После смерти отца Иван III без всяких осложнений принял бразды правления Московским княжеством и твердо держал их 43 года. Продолжая политику своего деда и отца, Василий I (1389—1245), Василий II Темный (1425—1462), Иван III Великий (1462—1505) в течение века преследовали с поразительной последовательностью одну и ту же цель; усиление своей власти. Расширение личной власти великого князя необходимо требовало расширения подвластной территории. Политика московских князей во многом закладывает основы московского царства и петербургской империи. Василий Ключевский писал: «Московское государство зарождалось в XIV в. под гнетом внешнего ига, строилось и расширялось в XV и XVI вв. среди упорной борьбы за существование на западе, юге и юго-востоке»2. Американский историк Марк Раев, не соглашаясь с тем, что существование московского княжества, а затем государства, было в XIV—XVI в под угрозой, находит для определения московской политики понятие, которое используют исследователи истории древнего Рима. Они называют экспансию
--------------------------------------------------------------------------------
1 Федотов Г. Судьба империй// Новый журнал. 1947. № 16. С. 150.
2 Ключевский В. Курс русской истории. М., 1910. Т. 2. С. 514.
--------------------------------------------------------------------------------
[142/143]
Вечного Города сначала в Италии, а затем все дальше и дальше - «оборонительным империализмом». Каждая приобретенная тем или иным способом территория имела соседей, которые в свою очередь становились опасными, ибо были объектом дальнейших захватов.
Государь всея Руси
Властью, которую он применяет по отношению к своим подданным, он легко превосходит всех монархов всего мира.
Сигизмунд фон Герберштейн
«Записки о Московитских делах» барона фон Герберштейна, приезжавшего в Москву послом от императора Максимилиана, — первое свидетельство иностранца о сильном государстве, внезапно для Запада появившемся на международной арене. Императорский посол посетил Москву дважды (впервые в 1517 г.) в годы правления Василия III. Дипломата поражает власть великого князя — сына Ивана III и отца Ивана IV Грозного. Объем этой власти, ее идеологическое обоснование Василий III получает в наследство от своего отца. Правление Ивана III принадлежит к числу важнейших периодов русской истории. Современники назвали Ивана III великим и своими делами он вполне это определение заслужил.
Хронологическая таблица, приложенная к статье «Россия», напечатанной в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона в 1899 г., отмечает важнейшие события второй половины XV в.: поход Иоанна III на Новгород (1471), брак Иоанна III с Софией Палеолог (1472); присоединение Новгорода к Москве (1478); свержение татарского ига (1480); присоединение Твери к Москве (1485); издание первого Судебника (1497), падение Золотой орды (1502); перемирие с Литвой (1503); осуждение ереси жидовствующих (1504). Перечень важнейших событий правления Ивана III выделяет прежде всего внешнеполитические акции: присоединение к Москве Новгорода и Твери, освобождение от татарского ига, войну и перемирие (будет продолжаться недолго) с Литвой, а кроме того — брак с византийской принцессой, который окажет значительное влияние на выработку имперской идеологии,
</span>
Реставрация Мэйдзи, известная также как Обновление Мэйдзи и Революция Мэйдзи - череда событий, приведшая к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг., включающий в себя последние годы периода Эдо и начало периода Мэйдзи. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэттью Пэрри.
Суть модернизации страны заключалась в проведении после революции реформ, направленных на слом феодальной системы и ускорение капиталистического развития страны. В соответствии с законом 1871 г., в стране ликвидировалась феодальная сословная система, были провозглашены демократические свободы, установившие равноправие всех членов общества. Уничтожив феодальную средневековую иерархическую структуру, данные реформы способствовали формированию либерально-демократических принципов строения общества, характерных для стран Западной Европы и США.
Аграрная реформа в Японии привела к:
Главнейшей задачей Императорского правительства в построении новейшей Японии было создание надежной финансовой системы. Основным источником пополнения государственной казны был земельный налог в виде натурального оброка, который веками платили японские крестьяне своим господам. После того как были ликвидированы ханы, правительство взяло на себя их долговые права и обязательства, поэтому пополнять бюджет деньгами было чрезвычайно сложно. Поэтому власти взялись провести земельную и налоговую реформы, с целью стабилизировать японские финансы.
В 1871 году Императорское правительство разрешило создавать новые пахотные участки на нетронутых землях, а в следующем 1872 был отменен запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Владельцы недвижимости получили сертификаты на владение землей, в которых указывалась цена участка
Военная реформа в Японии:
Одной из главных задач Императорского правительства было создание новейшей боеспособной армии. После ликвидации ханов их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. 10 января 1873, по инициативе Омуры Масудзиро и Ямагаты Аритомо, правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность.
Согласно реформе государственного управления в Японии:
Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых Хидзикатой Тосидзо, положило конец периоду реставрации Мэйдзи — со всеми вызовами власти и правлению императора было покончено.
Лидеры реставрации Мэйдзи провозгласили, что их действия привели к восстановлению императорского правления в Японии. Фактически это было не так. Власть просто перешла от правительства сёгуната Токугава к новой олигархии даймё, одержавших над ним победу. Главным образом, эти новые олигархи происходили из провинций Сацума (Окубо Тосимити и Сайго Такамори), и Тёсю (Ито Хиробуми, Ямагата Аритомо и Кидо Коин).
Первая реформа образования в Японии:
<span>Заложила основы формирования его современного облика, началась с принятием в 1872 г. Основного закона об образовании</span>
Что такое благотворительность, сегодня? По телевизору и в других СМИ мы
часто встречаем это слово, и в основном это связанно с деятельностью
различных богатых людей отдающих свои деньги в помощь нуждающимся людям
(детям-сиротам, людям с ограниченными способностями (по старом
инвалидам) , хронически больным и т. д.) . Или с деятельностью различных
общественных организаций (благотворительных организаций) собирающих эти
деньги.
Но всегда ли оглашенные в СМИ новости связанные с
"благотворительностью" по настоящему являются таковой? К сожалению нет. У
всех на устах случай с благотворительным концертом в помощью детей
больных раком, с участием Путина. Чем закончился этот концерт известно,
никакой помощи больным детям так и не было оказано. Есть конечно другие
примеры, например с фондом Чулпан Хаматовой, оказывающей реальную
поддержку больнмы, фонд Раисы Максимовны Гарбачевой и т. д. Но зачастую
все эти организации не пользуются популярность у тележурналистов. Их
благие дела за кадром средств массовой информации
Возникает также и
такой вопрос. Является ли благотворительность делом рук только богатых
людей? Конечно нет! Давайте вдумаемся в само это слово
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ. Его прямое значение, творить БЛАГО, то есть делать
добро, приносить людям пользу. И неужели делать добро должны только
сильные мира сего? Нет. Благосостояние общества, его моральное здоровье,
зависит в первую очередь от того насколько каждый из нас готов
приносить добро, БЛАГО ближним своим.
Под ближними я конечно
понимаю не только родных и близких, а в целом людей которые живут в
одной со мной стране, которые дышат одним со мной воздухом, гуляют и
радуются одному со мной небу.
Но начать приносить добро ближним,
стоит конечно со своих близких. с мамы и папы, братьев и сестер, со
своих бабушек и дедушек. Со своего родного дома. Помогая им мы в первую
очередь воздадим им свой долг им, а во-вторых, если дело касается
школьника, научимся приносить людям пользу. Заботясь о них, слушая их
добрые советы, помогая родителям по хозяйству, воспитывая хорошим
примером своих младших братьев и сестер - мы таким образом в будущем
сможем стать полноправными членами общества. И когда мы войдем во
взрослую жизнь мы сможем со спокойной совестью делать хорошие дела и
просто незнакомым нам людям.