Свобода для Пушкина - высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог бы представить своего существования. Свобода - основа дружбы. Свобода - условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с представлением о несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевластия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы ("И.И. Пущину"). Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.
Уже в стихах 1817-1819 свобода становится то высшим общественным благом - предметом "похвального слова" ("Хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от заблуждений и суетной жизни к "блаженству" истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный, / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стихами жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода").
Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.
Петербургский период. Свобода - абсолютная, общечеловеческая ценность, она вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней Пушкин нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.
Аллегории свободы противопоставлены аллегорическим образам "Тиранов мира", "Неправедной власти", "увенчанного злодея"... "Вольность" - весь мир, а не только Россия лишен свободы, а поэтому нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Но это также взгляд просвещенных дворян.
Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В ни хон видит источник несвободы... ...с апелляцией к разуму монарха...
Поэт - противник насилия, свобода не может быть достигнута в рез-те революции (акт возмездия тиранам).
В "Деревне" свобода не абстрактная идея всеобщего блага, а конкретно - свобода русского крестьянства..
В "К Чаадаеву" на первый пан выходит внутренняя свобода, без которой не мыслится свобода общественная. Свобода связана с жизнью сердца, с представлениями о чести и долге.
Романтическая лирика 1820-1824. Тема свободы - центральная. Кинжал - "тайный страж свободы" ("Кинжал"), "Наполеон", "К морю" - пронизывает мотив свободы. "К Дельвигу" - "одна свобода мой кумир". Свобода для Пушкина в годы изгнанничества - один из политических символов, готовился к дороге "в дыму, в крови, сквозь тучи стрел", ведущей к торжеству свободы.
В 1823 - разочарование, пессимистические настроения из-за: 1) поражение европейских революций; 2)в заговорщиках, которые не решались посвятить...3) сомнения в возможности скорой революции. "Свободы сеятель пустынный..." - кризис веры в возможность скорого достижения общественной свободы (люди оказались не готовы к восприятию "живительного семени" свободы.)
Ведущим стал мотив личной свободы. "Узник" - на воле есть все, что ассоциируется с личной свободой - тучи, гора, "морские края", ветер. Узник - это поэт-изгнанник, уставший от неволи, но не сломленный, не сдавшийся. "К морю" - море, как и океан, стихия, буря, гроза, шторм, всегда ассоциировались со свободой. Пушкин уподобляет море живому существу, одержимому мятежными порывами духа. Море - еще и символ человеческой жизни, которую может "вынести" куда угодно, к любой "земле". Но теперь его понимание свободы стало другим - т.к. свобода - благо, неугодное тиранам, он жаждет свободы стихийной, ее идеал всегда живет в сердце человека.
"Во глубине..." - послание написано языком политических аллегорий, близких и понятных декабристам.
Конец 20-х - 30-е. Свобода - личная независимость, "достоинства личного". Любое нарушение прав личности, какими обстоятельствами оно бы ни было вызвано, расценивалось поэтом как подавление личности человека, стремление унизить его, низвести до положения раба.
Свобода для Пушкина - это свобода иметь собственное мнение об обществе, об историческом прошлом своего народа, возможность критически оценивать "громкие права, от коих не одна кружится голова". К личной неприкосновенности относятся и семья, дом творческий путь.
<span>Итог. "Я памятник...". Отмежевавшись от всего, что способно только унизить человека, Пушкин пришел к новому пониманию свободной жизни. В ней спутниками человека, ничем не ограниченного в своих передвижениях по земле, будут природа, красота которой создана творческим гением Бога, и произведениями искусства, созданные художниками - людьми, вдохновленными Богом</span>
Повесть "Ночь перед Рождеством"-одно из произведений Гоголя. В данном произведении рассказывается о храбром кузнеце Вакуле. Также здесь автор упоминает "нечистую силу". Также это произведение об Оксане, которую полюбил Вакула. Вообщем произведение очень интересное.
Каждую минуту своей жизни, работая, общаясь и даже просто бездельничая, человек проявляет те или иные черты своего характера. Но лучше всего человеческая сущность раскрывается в экстремальных ситуациях. В такой ситуации и оказался Васютка, главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» . Этот мальчик мой ровесник, но я совсем не уверен, что сумел бы проявить такую же решительность, находчивость и мужество, если бы заблудился в лесу. Кто из нас не любит читать прекрасные стихи о красоте родного края, купаться в море, лазить по горам, бродить по лесу в поисках ягод и грибов! Общаясь с природой, робкие становятся смелее, жестокие - добрее, угрюмые - улыбчивее. Не зря говорят, что человек - дитя природы. Однако любая мать бывает со своими детьми не только ласковой и нежной, но и строгой и суровой. Именно такой увидел тайгу маленький герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро» .
Васютка отправился в лес за орехами для рыбаков, погнался за глухарем и заблудился. Конечно, он очень испугался, ведь одно дело бродить по знакомым тропинкам, а другое - потеряться в бескрайнем зеленом океане! Но природа не любит слабых и трусливых, и Васютке это было прекрасно известно.
Конечно, Васютка не раз бывал в этом лесу, слышал он и рассказы рыбаков, как следует поступать в подобных ситуациях. Но вместе с тем он прекрасно понимал, как легко навсегда сгинуть в бескрайних просторах суровой тайги. Вот почему мальчику потребовались вся его воля, самообладание и мужество, чтобы не поддаться панике. Как опытный взрослый, Васютка обдумывал каждый свой шаг, взвешивал каждое действие, добывая еду, выбирая направление, устраиваясь на ночлег.
Благодаря своему мужеству, Васютка вышел из леса победителем. И победа его даже не в том, что он поведал рыбакам о чудесном, полном рыбы, озере, а в том, что он сумел преодолеть растерянность и страх в самом себе, что и помогло ему вернуться домой. Пришлось мальчику применять на практике все, что он когда-либо слышал о подобных ситуациях. Все пригодилось - и поучительные рассказы рыбаков, и собственные догадки. Но больше всего помогли Васютке выдержка и самообладание, не дававшие ему опускать руки, терять надежду. Мальчик с честью выдержал испытание. Проведя несколько суток в лесу, он вышел к реке, где его подобрали, помогли вернуться домой знакомые рыбаки. Я уверен, что эти долгие дни наедине с природой Васютка запомнит навсегда.
По ночной сибирской реке в лодке плывет рассказчик. Долго ли еще плыть? И вдруг впереди мелькнул огонек.
«Мелькнул ярко, сильно, совсем близко…
— Ну, слава богу! — сказал я с радостью, — близко ночлег!
Гребец повернулся, посмотрел через плечо на огонь и опять апатично
налег на весла.
— Далече!
Я не поверил: огонек так и стоял, выступая вперед из неопределенной тьмы. Но гребец был прав: оказалось действительно далеко.
Свойство этих ночных огней — приближаться, побеждая тьму, и сверкать, и обещать, и манить своею близостью. Кажется, вот-вот еще два-три удара веслом, — и путь кончен… А между тем — далеко!..
Мне часто вспоминается теперь и эта темная река, затененная скалистыми горами, и этот живой огонек. Много огней и раньше и после манили не одного меня своею близостью. Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, а огни еще далеко.
И опять приходится налегать на весла…
Но все-таки… все-таки впереди — огни!..»