Помимо типичной для всего народного эпоса гиперболизации, сказавшейся не только в масштабе изображаемых событий, но и в картинах сверхчеловеческой силы и ловкости отдельных персонажей, а также в идеализации главных героев (Роланд, Карл, Турпин) , характерно насыщение всего рассказа идеей религиозной борьбы с мусульманством и особой миссии Франции в этой борьбе. Эта идея нашла своё яркое выражение в многочисленных молитвах, небесных знамениях, религиозных призывах, наполняющих поэму, в очернении "язычников" – мавров, в неоднократном подчёркивании особого покровительства, оказываемого Карлу Богом, в изображении Роланда рыцарем-вассалом Карла и вассалом Господа, которому он перед смертью протягивает, как сюзерену, свою перчатку, наконец, в образе архиепископа Турпина, который одной рукой благословляет на бой французских рыцарей и отпускает грехи умирающим, а другой сам поражает врагов, олицетворяя единение меча и креста в борьбе с "неверными". Однако "Песнь о Роланде" далеко не исчерпывается её национально-религиозной идеей. В ней с огромной силой отразились социально-политические противоречия, характерные для интенсивно развивающегося в X – XI вв. феодализма. Эта проблема вводится в поэму эпизодом предательства Ганелона. Поводом для включения этого эпизода в сказание могло явиться желание певцов-сказителей объяснить внешней роковой причиной поражение "непобедимой" армии Карла Великого. Но Ганелон не просто изменник, но выражение некоего злого начала, враждебного всякому общенародному делу, олицетворение феодального, анархического эгоизма. Это начало в поэме показано во всей его силе, с большой художественной объективностью. Ганелон изображён отнюдь не каким- нибудь физическим и нравственным уродом. Это величавый и смелый боец. В "Песни о Роланде" не столько раскрывается чернота отдельного предателя – Ганелона, сколько разоблачается гибельность для родной страны того феодального, анархического эгоизма, представителем которого, в некоторых <span>отношениях блестящим, является Ганелон</span>
К: Должен ли я кому-нибудь платить оброк или барщину?
Г: Нет. Ты должен только платить налоги с заработанного.
К: При этом я буду лично свободным?
Г: Да, ты будешь лично свободен.
К: Могу ли я продолжать заниматься сельским хозяйством в городе?
Г: Да, во дворе своего дома или за городскими стенами ты можешь разбить огород.
К: А в городе просторно?
Г: Нет, в городе улицы очень узкие, и дома строят в несколько этажей.
К: А в городе бывают пожары?
Г: Да, бывают. Большинство домов - деревянные, и во время пожара может выгореть целый квартал.
К: А в городе чисто?
Г: Нет, помои выливают прямо на улицу или в реку или в ров. А после дождя на улицах образуются огромные лужи. Из-за тесноты и грязи в городе часто распространяются заразные болезни, от которых умирает много людей.