Стояла осень , осеннего наряда , листья дрожат ,. Туман закутал , параходы приходили , посапывая паром , цыпляясь за верхушки деревьев
<span><em><u>Действие 1. </u></em> Общественный
сад у Волги. Борис жалуется Калугину, что они с сестрой находятся в полной
зависимости от деспотичного дяди и сетует на то, что ему придется всю свою молодость
провести в этой глуши. Появляется Кабаниха со своим семе йством, она как всегда покрикивает на сына Тихона, упрекает жену
Катерину, что она никак не наладит отношений с его матерью. Катерина с Варварой
вспоминают свою привольную жизнь дома у
маменьки, Катерина рассказывает свои сны, у нее не очень хорошие мысли, и ей
кажется, что она стоит на краю пропасти. Полоумная барыня, неизвестно откуда
появившись, кричит, что девушек ждет кара небесная. Началась гроза, Катерина с
Варварой убегают.</span>
<span>
<em><u>Действие 2</u></em> происходит в доме Кабановых. Катерина признается
Варваре, что влюблена в Бориса, но тут же пугается собственного признания и
говорит, что никогда не изменит мужу. Пришли Кабаниха с Тихоном, Катерина
просит Тихона не уезжать или взять ее с собой. Тихон отказывает Катерине, и
она, стоя перед ним на коленях , просит взять с нее клятву. Тихон не делает этого и уезжает. Кабаниха как
всегда ругает Катерину за непочтение и уходит.
Катерина в ужасном настроении, страдает, что не умерла еще в детстве и
не стала бабочкой, плачет о том, что у нее нет детей. Приходит Варвара, дает Катерине ключ от калитки и говорит, что ночью ее
будет ждать Борис. Катерина пугается, но очень хочет увидеть
Бориса и соглашается.</span>
<span>
<em><u>Действие 3. </u></em> Около
дома Кабаниха и Феклуша разговаривают о суетливости городской жизни. Появляется
Дикой и по привычке сварится с Кабанихой. Появляется Варвара со своим
возлюбленным Кудряшом, она договаривается с Борисом, чтобы тот встретился с Катериной у оврага. </span>
Ночью Борис приходит у оврагу, но там Кудряш. Борис просит
его освободить место для свидания, потому что он встречается с замужней
женщиной, и Кудряш догадывается, о ком идет речь. Борис встречает Катерину, она
признается ему в любви, обвиняет его в том, что он погубил ее честь, но Борис
поступает легкомысленно и предлагает ей не думать о будущем, а просто получать
удовольствие.
<span>
<em><u>Действие 4. </u></em>Льет дождь, люди прячутся в галерее, где на
стенах картины Страшного суда. Дикой и Кулигин ссорятся, говоря, что гроза –
наказание за тяжкие грехи. Кулигин уходит. Гроза прекращается. Приходит
Катерина и Тихой с матерью. Катерина в ужасе, она напугана и думает, что гроза
пришла неспроста, она уверена, что молния убьёт ее. Кулигин пытается объяснить,
что гроза – это благодать, но Катерину уже не остановить, и она рассказывает
всем о своей связи с Борисом. </span>
<span>
<em><u>Действие 5</u></em>. Кулигин и
Тихон в общественном саду вечером, Тихон жалуется, что ему изменила жена, что
мать советует ему закопать жену живую в землю. Кулигин просит Тихона простить
Катерину, говорит ему, что Дикой отправил Бориса в Сибирь. Катерина прощается с Борисом, просит, чтобы
он забрал ее с собой, но тот отказывает возлюбленной. </span><span>Катерина в полном одиночестве и отчаянии идет к обрыву. Слышатся крики людей, зовущих на помощь,
потому что какая-то несчастная бросилась в воду. Кабаниха не разрешает Тихону
идти к реке. Приносят тело Катерины.</span>
Средства художественной выразительности:
Эпитеты: старый лес, тяжёлая пора, каменные деревья. Крепкая тьма, ядовитый смрад, торжествующий шум леса, живой огонь.
Метафоры: лучи падали, ужас родили женщины.
Олицетворение: великаны-деревья, ветер бил, тени прыгали, ветер пел похоронную песню, торжествуют злые духи; болото разевало пасть, зашептали деревья, деревья простирали корявые длинные руки.
Сравнение: деревья заступали дорогу могучей стеной; ветки переплелись, как змеи; стало так темно, точно собрались все ночи; шли, как стадо овец.
Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву; Кольцо крепкой тьмы пыталось раздавить, люди гибли один за другим.
Обилие однородных членов: весёлые, сильные и смелые люди, болота и тьма, сильные и злые, робкие и тихие, пота и крови, бодр и ясен, скрипели и гудели, быстро и смело, без жалоб и слез.
Риторические вопросы, восклицания.
Повторы: были, могли, сидели и думали, многосоюзие (и когда, точно, что, потому что, ни -ни) , умолчание (:)
19 век – знаменательный век в русской литературе.Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.
Авторы, чьи произведения составляют классику русской литературы второй половины 19 века, очень разные. В их число входят А.Н. Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и другие.
А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.
Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой. Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века.
Все творчество Ф.М. Достоевского — это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского — это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя. Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.
Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.
Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом».
Изображение духовного роста человека, «диалектики души» — самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характера.
Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера, аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи — все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью.
Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).
Произведения Чехова сложны и очень тонки. В них несколько смысловых пластов, раскрыть которые может только внимательный и знающий читатель. Все произведения этого русского писателя наполнены множеством символов, позволяющих раскрыть всю их глубину.
Таким образом, русская литература второй половины 19 века очень разнообразна и ярка. Каждый писатель того времени – это настоящая величина не только русской, но и мировой литературы. Несмотря на все различия, всех этих художников объединяет любовь к родине, стремление улучшить жизнь русских людей. Кроме того, все писатели пользовались классическими традициями, создавая на их основе что-то свое, новое, ставшее, в свою очередь, тоже классикой