В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Николая Гоголя она нигде по имени не называется и везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Н. В. Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет беременности и ребёнка.
В книге та же самая панночка является дочерью ковенского воеводы.
В повести Н. В. Гоголя часто встречаются антисемитские высказывания из уст казаков, в том числе самого Тараса: «Ты и Христа распял, проклятый Богом человек! Я тебя убью, сатана» и т. п. В фильме все они сглажены из соображений «политкорректности».
В книге отсутствует нападение поляков на хутор Тараса и убийство ими его жены.
В книге нет эпизода, в котором воевода настаивает на присутствии дочери при казни пленённых казаков, говоря ей: «Нам это нужно! Мне это нужно!».
В фильм не вошла фраза про «бочонок золотых цехинов», награбленных казаками, а также описания жестокостей казаков (сдирание кожи с ног пленников, отрезание польским женщинам грудей, сожжение польских женщин с детьми живьём).
В повести нет подробного описания пыток, которым были подвергнуты пленные казаки во главе с Остапом. Н. В. Гоголь лишь пишет: «Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вёл ещё кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества».
Я вижу на картине Васнецова три богатыря-Алёша Попович,Илья Муромец и Добрыня Никитич.Готовы они защитить русскую землю от врагов.Они сильные,добрые,мужественные,смелые,умные и бескорыстные.
Весной в родимом лесу нечаянно-быстро приходит та радостно-страшная ночь, когда весь мир и вся Вселенная встают на дыбы. Жизнь и земля со всею природой выходят из своих берегов и топят душу в безжалостном счастье. Это тогда постигают многие люди, что нет нигде ни конца, ни начала.
Прошла единственная минута, короткий момент исчезания последнего холода. Ушла, изморилась вконец поверженная апрелем зима. Вот в тревожной темени родилось и двинулось всесветное, уже не слоистое, а тугое, плотное тепло, превращая себя в мощный и ровный ветер. Дрогнули готовые распуститься дерева. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами темные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную теплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
Будто раскатилась каменка нездешней, какой-то сказочно богатырской бани.
Странная тишина томится в лесу после этого грохота. Ветер не дует, а давит сплошь, все замирает.
Дождь прошипел в ночи обильно и коротко. Везде в снующей, исчезающей темени сопит пахнущая корнями земля: это зашевелились в несметном числе травяные ростки, поднимая и распахивая прошлогодние листья, хвоинки и сгнивающие сучки.
Утром золотые столбы испарений поднимаются в лесных прогалинах, словно добрые призраки, они безмолвно и быстро меняют свои исполинские контуры. На березах еле слышно оживают размякшие ветки, от лопающихся почек они тоже меняются, делают свой уток и основу. На восходе легко и неторопливо выпрастываются из почек маленькие, в детский ноготок, листочки. Солнце выходит очень быстро. Яростно-новое, с неопределенными очертаниями, оно греет еще бледную, но густеющую с каждой минутой зелень березняка. Птицы поют взахлеб, земля продолжает сопеть и попискивать, все поминутно меняет свой образ. Везде в мире жизнь и свобода, и сердце сопереживает чувство освобождения: да не будет конца свободе и радости!
Да не будет конца. Но там, за чередою весенних дней, земля уж обрастает жирной травой. Зелень полян незаметно теряет свою первозданную свежесть, и жесткими бородавками покрывается когда-то нежный березовый лист. Ленивеют и толстеют в небе опаловые облака, идущие все в одну сторону, надменно, самодовольно начинают рычать огрубевшие громы. И тогда в лесистых чащобах рождаются полчища кровожадного гнуса, ползут и ползут по веткам бородатые мхи. В земле, меж миллионов корней, враждующих и борющихся за ее кровь, цепко ветвятся, проползают грибницы. И никому не известно, что творится в темном земном нутре, только поверх тут и там поднимаются красные шапки мухоморов. В такую пору в лесу впервые ощущается запах гнили. Еще не стихло зеленое, разнузданное пиршество лета, а нити грибных дождей уже напрасно сшивают самобранную июльскую скатерть: в сентябре одно за другим все умирает, засыпает будто в похмельном сне.
Зачем же, ради чего была тогда и весна? Если в декабре снова все в мире оцепенело, если опять все сковано ледяными цепями, белою снежною шубой?
Но снова ждешь почему-то такой же весенней ночи. Ждешь, хотя знаешь, что с нею придет то же самое и что все будет точь-в-точь как и раньше.
<span> «Слово о полку Игореве», несмотря на небольшой объем, — произведение густонаселенное. Древнерусские князья, их доблестные ратники, женщины, среди которых незабываемая Ярославна, старики, дети — с одной стороны, а с другой — половецкие воины, хан Кончак, осторожный Гза и другие. И все это — живая Киевская Русь, которая трудится, воюет, страдает, скорбит, радуется, размышляет о жизни, славит героев. На переднем плане поэмы, как на живописном полотне, три русских князя, к мыслям и поступкам которых неотрывно приковано внимание читателя. Это молодые Игорь и Всеволод и старый, мудрый Святослав, князь Киевский. Противопоставление неопытных, горячих братьев и Святослава, защитника общерусских интересов, взгляды которого разделяет автор, и составляет идейный центр произведения. Герои «Слова» изображены своеобразно, непривычно для нас: не показан их внешний облик, не рассказана история их жизни, но это не мешает нам представить себе древнерусских витязей, понять причины их поступков. Вот перед нами Игорь — удельный князь Новгород-Северский. Это храбрый воин, патриот русской земли. Он «стянул ум крепостью своею и ... исполнившись ратного долга, повел свои храбрые полки на землю половецкую за землю Русскую». Его не останавливает даже дурное предзнаменование — солнечное затмение. Коротко и убедительно объясняет он своей дружине цель похода — «копье преломить в конце поля половецкого», то есть окончательно разбить кочевников. Не богатства, добываемые в боях, интересуют его, а военная слава. После разгрома половцев в первом бою он берет себе лишь воинские знаки побежденных врагов: «красный стяг, белую хоругвь, красный бунчук, серебряное древко». Однако автор не скрывает и отрицательных черт Игоря: он честолюбив, тщеславен и эгоистичен, не считается с общерусскими интересами и наносит вред общему делу. Это типичный русский князь конца XII века. Мы не можем не восхищаться Игорем, когда видим его в бою, когда он отказывается от примирения с врагом и, рискуя жизнью, бежит из плена. Но мы осуждаем его поведение, навлекшее новые беды на Русскую землю. Брат Игоря, князь Всеволод, наделен в произведении героическими чертами. Главная его забота и гордость — дружина. «Буй тур Всеволод» воспитал ее любовно и требовательно и считает готовой к решительным боям. Битва — его стихия. В пылу боя он забывает обо всем: о почестях, богатом отчем доме, о милой жене Глебовне. Всеволод сражается героически и неутомимо; как былинный богатырь, врезается он в гущу врагов: В то же время это нежный, любящий брат, верный товарищ. Однако, любуясь Всеволодом, автор не может не осуждать и его за эгоизм и честолюбие, неумение подняться до понимания общерусских интересов. Только Святослав, князь Киевский, по мнению создателя «Слова», идеальный герой. Он изображен как глава всего Киевского государства, заботящийся о его интересах. Его очень печалит своеволие Игоря и Всеволода. Чтобы обсудить создавшееся после поражения молодых князей положение, он созывает бояр и держит с ними совет. Бояре уважают Святослава и доверяют ему. Автор мечтает, чтобы так относились к князю Киевскому все русские князья, чтобы подчинялись они мудрому, опытному, всезнающему человеку, для которого превыше всего интересы Русской земли. Святослав — человек большого государственного ума, умеет проанализировать причины поражения Игоря и призывает князей объединиться, чтобы защитить Отечество. Его «золотое слово, со слезами смешанное», — выражение мудрости и прозорливости выдающегося государственного деятеля. Князь Святослав превосходит других русских князей и как талантливый военачальник. Недаром славу ему поют и за рубежами Руси. Автор видит в Святославе ту реальную силу, которая сможет одолеть врага. По мнению создателя «Слова», Святослав — идеальный князь, бескорыстный защитник общерусских интересов. Вот почему в его «золотое слово» автор вложил собственные мысли, призывая русских князей (он называет многих из них) преодолеть междоусобицы, проявить настоящую государственную мудрость.</span>