В поэме это событие приобрело черты величественного подвига. Роланд стал любимым народным героем. «Песнь о Роланде» рисует Ронсевальскую битву как героическую борьбу маленького войска франков против несметной рати врагов. Их вероломное нападение представлено как результат измены Ганелона, отчима Роланда, который убеждает Карла увести войска из Испании, оставив Роланда во главе арьергарда. Ганелон сговорился с врагами о том, что в Ронсевальском ущелье, в горах, они перебьют цвет франкского войска – арьергард. Роланд с воинами, увидев идущие на них полчища, решают стоять насмерть
Отвага и боевая мощь Роланда, как и его спутников, возвеличены. Грозным и блистательным показано вражеское войско, во много раз превосходящее войско франков. Франки обращают врага в бегство, хотя сами погибают все до единого. Последним умирает Роланд. Умирая, он ложится лицом к противнику:
В этой героике звучит патриотическая идея – первое выражение патриотизма в зарождающейся французской литературе. Роланд на поле боя вспоминает свою родину – «сладостную Францию». Свой воинский долг он понимает не только как дело личной чести феодала, но и как дело чести родной страны:
Величественным ореолом окружен образ императора Карла. В нем как бы воплощено объединяющее государственное начало, несмотря на то что в действительности созданная им империя еще отнюдь не представляла собой национального французского государства. Хотя на самом деле Карл во время испанского похода был еще молод, в поэме он представлен мудрым старцем с седой бородой. Вразрез с историческим фактом показана его месть за Роланда и франков – ему удается разгромить врагов, он предает жестокой казни изменника.
В верности Роланда Карлу выразилась идея защиты родной страны и в то же время идея феодальной вассальной верности.
«Утес» - последнее "прости " Лермонтова читателям, написанное незадолго до гибели в 1841 году.Перед нами - описание природы ( пейзаж), в котором есть глубокий смысл.Тема – одиночество личности в живом мире. Прием олицетворение.Фразы разорваны по строфам. Выделяются слова ОДИНОКО и ПУСТЫНЯ. Сие подчеркивает основную мысль лирической миниатюры.Страдания человека описываются через образ утеса и тучки . Они не похожи друг на друга.Тучка - женского рода, утес - мужского, тучка ИГРАЕТ , а у утеса - капают слезы ( антитеза).Олицетворения также контрастируют: туча мчится, а утес стоит, думает, переживает. Тучка весела , беззаботна, утес - серьезен, непоколебим. Они психологически разные типы.Даже строфы передают разное настроения:поэт наблюдает с хорошим настроением за тучкой, а вот утес для него - место для раздумий.
Некоторые ученые считают, что в " Утесе " говорится о различии в восприятии мира мужчины и женщины (мужчина - серьезный немолодой человек, женщина - легкокрылая красавица, которая оставляет в его душе лишь грусть).Иные исследователи думат , что стих о противостоянии высокого духовного и приземленного материального и о вечном поиске гармонии между ними. Туча - странница - это невесомое, стихийное начало, абсолютно бестелесное, а потому страдающее.Утес же - уверен в себе, крепко уцепился за землю и помогает эфирному существу обрести уголок. Счастье же обретается в единстве.Стихотворный размер - хорей ( пятистопный). , стопа двусложная, ударение в ней на 1 слоге, рифмовка опоясывающая.Художественные средства на первом месте - олицетворения : утес плачет, задумался, стоит ( как человек), тучка ночевала и умчалась ( как живая), эпитеты ( красочные постоянные прилагательные ) - тучка ЗОЛОТАЯ, утес СТАРЫЙ, метафоры - утес -ВЕЛИКАН, по лазури), аллитерация ( " р, л, в "), перифраз - слеза - влажный след, "плавный, тягучий " ассонанс ( чередование о- а).Миниатюра - о душе лирика. Она зовет к гармонии, учит жить спокойно, ровно, раскрывая перед миром лучшие свои человеческие качества.Лирическая миниатюра " Листок " создана весной 1841 года. Лермонтов вернулся на Кавказ после отпуска из Северной Пальмиры.
<span>В центре стихотворения- судьба одинокой личности, вечного изгнанника ( "изюминка " романтиков).ТЕМА стихотворения : поиски одинокой душой места для спокойной жизни. Она раскрывается через образ листка.Автобиографичность очевидна. Листок движется на Кавказ, на юг , куда и Лермонтов. Он оторвался от родной ветки ( поэт едет из Петербурга ), летит не по свое воле, "гонимый жестокой бурей".Жанр : элегия. Мы чувствуем тоску, грусть, печаль лирика.В стихотворении есть сюжет, потому что описывается путешествие листка.Композиция. Основной прием - протвопоставление листка сильного дуба и красавицы чинары. Они постояннно " ссорятся " : листок засохший, желтый, а чинара - сияет, свежая , ярко -зеленого цвета, он - движется, чинара - всегда на месте, дубовый "ребенок" - весь в пыли, чинара - всегда опрятна, потому что за ней " ухаживает" море</span>Листок - вечно гонимый странник, южное дерево - счастливо там,где родилось. Чинару любят солнце, ветер,ее корни омывает море, листок - никто. Среда вокруг него еме неродная : светило иссушает его, ветрило гонит на юг, а в море он вообще может утонуть.Конфликт, лежащий в основе стихотворения, романтический : жестокая жизнь листка и спокойный мир чинары не совпадают. Листочку сложно, поэтому ему хочется быть таким, какой он есть. Он просит чинару принять себя, "пришельца " В образе чинары Лермонтов передал свое отношение к красоте ( аллегорически передал). Внешне она красива, характер гордый, самодостаточный. Она не хочет знать, о чем думают и что чувствуют другие. Она - эгоистка :«Да к чему мне эти небылицы?» Такая чинара никогда не станет другом, который может понять.
Кульминация - в словах : " Иди себе дальше, о странник ! "Листок ( а с ним и поэт ) не верит в счастье, потому что последнее слово - за равнодушной чинарой. Листок погибнет, потому что нет руки поддержки, нет родного нет близкого человека, нет Родины. Он обречен на скитания и смерть.
Если говорить о синтаксисе стихотворения,то три первые строфы - это бессоюзные предложения, а о характере чинары читатель узнает из двух последних строф , в которых много знаков вопроса, восклицаний. Главный конфликт таким способом усиливается, передается возмущенное отношение изумрудной красавицы к бездомному листку.В " Листке " пять строф. 4- ре четверостишия, а последняя строфа - восьмистишие Это пятистопный амфибрахий. Использованы смежная и перекрестная рифмовки, парная женская " поющая" рифма В произведении много эпитетов (холодное море, в отчизне суровой, ветки родимой, младая чинара), метафор (сынам свежим, засох я без тени, увял я без сна), олицетворений (докатился до Черного моря, приюта молит, с ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская, "грустных" ассонансов( повторяются "а" и " о " )Противостояние мечты и действительности рождает эмоции и передает неверие в чудо самого М. Ю. Лермонтова.