«Томирис… Женщина, о чьей красоте ходила молва, соединившая в себе силу и женственность, мудрость и верность, любимица всего народа саков. Это необыкновенная женщина…» -Булат Джандарбеков.
Героиня этой легенды поразила своим жестоким и волевым характером: «Томирис была в страшном гневе, узнав от послов Кира, как он разделался с ее воинами.. . «Ваша царица держит свое слово! Ты жаждал крови, царь персов, так пей теперь досыта! » - и Томирис опустила голову Кира в кожаный мешок» .
Томирис, бесспорно, была не только умным и смелым стратегом - обладая вполне мужским характером, жестким и волевым, она в то же время была абсолютной женщиной, красивой и страстной, познавшей и сладость, и горечь любви, и радость материнства. О ней Булатом Джандарбековым написан роман «Томирис» , а Дузельханов Агымсалы Дузельханович создает уникальную картину «Томирис» .
Всадница на коне.
На переднем плане картины мы видим необыкновенную всадницу. Героиня красивая, изящная. Богатая, украшенная причудливыми узорами, отороченная золотом одежда говорит о высоком положении всадницы. Тонкая, гибкая талия стянута широким кожаным поясом. Слева на поясе подвешен затейливой работы боевой меч. В правой руке Томирис крепко держит скипетр, сделанный из золота. Конусообразный женский головной убор украшен драгоценными камнями. Большие черные глаза в густых ресницах устремлены вдаль, на воинов. Томирис величественно, царственно восседает на боевом коне. И вся она словно излучает солнечное сияние. Так и хочется назвать ее лучезарной.
Вороной конь под ней блестит, как отполированный агат. Гордо переступает ногами, позванивает бронзовыми подвесками, косит глазом, словно приглашает полюбоваться всадницей.
Место действия.
<span> Над головой Томирис и преданными ей воинами распростерлось голубое безоблачное небо. Горячий песок желтыми волнами ложится под ноги движущемуся войску. Палящее солнце раскалило воздух, наполнило его зноем. Кругом ни деревца, ни живой травинки. Только легкий ветерок перекатывает с места на место перекати-поле да наметает новые барханы из песка. Над воинами нависла сизая дымка, напоминающая пустынный мираж. Бескрайнее песчаное пространство на горизонте соединяется с небом. И от этого все происходящее на картине кажется еще значительнее и величественнее. </span>
Так звали величайшего героя мифов Древней Греции. Он был сыном красавицы Алкмены и Зевса — главного бога древних греков.Свой первый подвиг Геракл совершил, едва родившись на свет. Ночью, когда все спали, в колыбель к новорожденному заползли две огромные змеи. Но малютка Геракл проснулся, схватил змей за шеи и задушил их. Увидев необычайную силу младенца, его приемный отец Амфитрион дал Гераклу воспитание, достойное героя. Мальчика обучали грамоте, пению и игре на кифаре — струнном инструменте древних греков. Но гораздо лучше были успехи Геракла в борьбе, стрельбе из лука и владении копьем и мечом.Геракл вырос на целую голову выше всех, а силой с ним не мог сравняться ни один человек. Глаза его светились необычайным, божественным светом. Вскоре Геракл убил грозного льва и снял с него шкуру. Он накинул ее, как плащ, на свои могучие плечи, а лапы связал у себя на груди. Шкура с головы льва служила Гераклу шлемом. Он вырвал из земли целое дерево и сделал себе огромную палицу — боевую дубину.Боги позаботились о снаряжении юного героя. Гермес подарил ему меч, Аполлон — лук и стрелы, Гефест выковал золотой панцирь, а мудрая Афина соткала одежду. Возмужав, Геракл совершил много удивительных подвигов. Он разбивал вражеские войска, убивал насильников, притеснявших его народ, уничтожал чудовищных львов, кабанов, хищных птиц, укрощал бешеных быков, побеждал грозных великанов.Он убил лернейскую гидру — чудовище с телом змеи и девятью огнедышащими головами, добыл золотые яблоки Гесперид, поймал златорогую керинейскую лань, одолел грозного великана Антея — сына Земли. Антей был непобедим в борьбе, потому что мать-земля все время давала ему новые силы. Но Геракл оторвал Антея от земли, поднял над собой и задушил. Геракл уничтожил и грозных титанов, с которыми не могли справиться даже бессмертные боги.Врагам удалось одолеть Геракла только хитростью, пропитав его одежду ядом. Умирая, Геракл воскликнул: «Мужи Греции!.. Ради вас я очистил землю и море от чудовищ и зла...» В награду за великие подвиги Зевс вознес Геракла на Олимп, где жили боги, и самого его сделал бессмертным богом.Миф о Геракле перешел от греков к другому великому народу древности — римлянам. Те назвали Геракла на свой манер: Геркулесом. От римлян этот миф унаследовали другие народы.Некоторые даже называли именем героя своих мальчиков. Так, у грузин есть имя Ираклий, у французов — Эркюль (сокращенное Херкюлюс — Геркулес). О Геракле писали поэты разных народов, его подвиги изображали художники. Имя «Геркулес» дали особой овсяной крупе, очень полезной для детского питания.Попал Геракл и на небеса: одно из созвездий названо именем Геркулеса, а рядом с ним светится созвездие Гидры.Почему же доныне так популярен, так любим герой древних греков? Жизнь древних народов была очень трудна. Дикие животные разоряли их поля, убивали скот и людей. Воинственные племена нападали на мирные селения и угоняли людей в рабство. Их косили страшные болезни, с которыми они не умели бороться. Многие народы погибли, исчезли с лица земли. Но на смену им приходили новые, еще более мужественные, еще более упорные и трудолюбивые. Год за годом, век за веком обживали они землю, возделывали поля, строили города, переплывали моря, истребляли опасных хищников. И всегда люди мечтали о богатырях, совершающих сказочные подвиги.Гильгамеш вавилонян, Мелькарт финикийцев — народов, живших до древних греков, — во многом похожи на Геракла. Герои русских народных сказок тоже побеждали Бабу Ягу, Кащея Бессмертного, одолевали нечистую силу, убивали Змея Горыныча — близкого родственника лернейской гидры. И такие герои живут в преданиях едва ли не каждого народа.<span>Конечно, эти герои вымышлены, они не существовали в действительности. Но их главные подвиги — покорение природы, обуздание враждебных человеку сил — всё же были совершены. И совершили их своим незаметным, повседневным трудом бесчисленные поколения самых простых, обычных, рядовых людей. Поэтому, воспевая подвиги Геракла и других сказочных героев, мы воспеваем труды и свершения длинного ряда наших предков, ряда, начало которого теряется во мгле тысячелетий.</span>
Убежденная в невиновности Гринева, Маша Миронова считает своим нравственным долгом спасти его. Она едет в Петербург, где в Царском Селе происходит ее встреча с императрицей.
<span> Перед читателем Екатерина II предстает доброжелательной, мягкой и простой женщиной. Но мы знаем, что Пушкин резко отрицательно относился к Екатерине II. Чем же можно объяснить ее привлекательный облик в повести? </span>
Посмотрим на прижизненный портрет Екатерины II, написанный художником В.Л.Боровиковским в 1794 году. (В 1827 году появилась гравюра с этого портрета, сделанная<span> выдающимся русским гравером Н.И.Уткиным.) Вот как сравнивает В.Шкловский портреты Екатерины II, сделанные В.Л.Боровиковским и рассказчиком в повести "Капитанская дочка": "На портрете Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце; около ног ее собака; за Екатериной деревья и Румянцевский обелиск</span>*. Лицо императрицы полно и румяно. Встреча с Марьей Ивановной должна происходить осенью. Пушкин пишет: "Солнце освещало вершины лип, пожелтевших под свежим дыханием осени". Далее Пушкин сообщает: "Она [Екатерина] была в белом утреннем платье, в ночном чепце и душегрейке". Душегрейка позволила не переодевать Екатерину, несмотря на холодную погоду... Собака с картины Боровиковского тоже попала в "Капитанскую дочку", это она первая заметила Марью Ивановну"*. Существуют расхождения текста с изображением – императрица моложе лет на 20, одета в белое, а не в голубое. Описан второй вариант портрета – с Румянцевским обелиском, вероятней всего, Пушкин вдохновлялся гравюрой, а не оригиналом, который находился у Румянцева и был труднодоступен для обозрения.
А вот слова из статьи П.А.Вяземского "О письмах Карамзина", которые приводит В.Шкловский: "В Царском Селе нельзя забывать Екатерину... Памятники ее царствования здесь повествуют о ней. Сложив венец с головы и порфиру с плеч своих, здесь жила она домовитою и любезною хозяйкой. Здесь, кажется, встречаешь ее в том виде и наряде, какою она изображена в известной картине Боровиковского, еще более известной по прекрасной и превосходной гравюре Уткина".
Мы видим, что портрет В.Л.Боровиковского, гравюра Н.И.Уткина*<span> и слова П.А.Вяземского выражают дворянское, умиленное и восхищенное отношение к "любезной хозяйке" Царского Села. </span>
Теперь обратимся к повести. Как мы знаем, Пушкин пишет от лица рассказчика, а рассказчик – Гринев – повествует о встрече Марьи Ивановны с императрицей со слов Марьи Ивановны, которая, конечно, много раз вспоминала в дальнейшей жизни потрясшую ее встречу. Как же эти преданные престолу люди могли говорить о Екатерине II? Нет сомнения: с наивной простотой и верноподданническим обожанием. "По замыслу Пушкина, – пишет литературовед П.Н.Берков, – очевидно, Екатерина II в "Капитанской дочке" и не должна быть показана реально, как настоящая, историческая Екатерина: целью Пушкина в соответствии с избранной им им формой записок героя, верноподданного дворянина, было изобразить Екатерину именно в официальной трактовке: даже утреннее дезабилье Екатерины было рассчитано на создание легенды об императрице, как простой, обыкновенной женщине"*.
<span> Однако посмотрим, нет ли все же в эпизоде встречи Маши Мироновой с Екатериной и в описании предшествующих обстоятельств авторского к ним отношения. Вспомним факты, которые имели место с того момента, как Гринев предстал перед судом. Мы знаем, что он прекратил свои объяснения суду об истинной причине его самовольной отлучки из Оренбурга и этим погасил "благосклонность судей", с которой они начали его выслушивать. Чуткая Марья Ивановна поняла, почему Гринев не хотел оправдываться перед судом, и решилась поехать к самой царице, чтобы все чистосердечно рассказать и спасти жениха. Это ей удалось. Теперь обратимся к эпизоду встречи царицы с Марьей Ивановной. </span>
<span> Невиновность Гринева стала ясна Екатерине из рассказа Марьи Ивановны, из ее прошения так же, как она стала бы ясна и следственной комиссии, если бы Гринев закончил свои показания. Марья Ивановна рассказала то, чего не досказал на суде Гринев, и царица оправдала жениха Маши. Так в чем же ее милость? В чем гуманность? </span>