вот Антуан де Сент-Экзюпери помнил об этом всю жизнь. Всю жизнь оставался любознательным, как ребенок, оставался неисправимым мечтателем.
Родился он 29 июня 1900 года (110 лет назад) во французском городе Лионе и был третьим ребёнком из пятерых детей в семье графа Жана де Сент-Экзюпери и Мари де Фонсколомб.
Дружная семья жила в замке Ла Молль. Мама Тонио, а именно так его звали в детстве, происходила из старинной провансальской семьи, была талантливой художницей и безумно любила своих детей. Отец происходил из более древнего графского рода, служил страховым агентом. Но умер он достаточно рано, когда Тонио было всего четыре года. Состояния семье он не оставил, и матери не легко было воспитывать детей. Несмотря на это обстоятельство, она смогла окружить детей нежнейшей любовью, создать вокруг них атмосферу волшебства.
Род Сент-Экзюпери ведет начало от рыцарей Грааля. Согласно легенде, эти рыцари жили тысячу лет назад. В старой «Книге об ордене рыцарства» Рамона Лулля говорилось, что «обязанность рыцарей в том, чтобы защищать вдов, сирот, обиженных и бедняков». Рыцари Грааля по очереди отправлялись из своего замка в странствие по миру, чтобы совершать подвиги добра. Для этого, говорит легенда, им была дарована вечная юность.
Сказки матери, воздух старины, которым дышали камни замка, собственное воображение маленького Сент-Экзюпери и его сестер наполняли детство видениями.
Вечером дети забирались в темный коридор и, тесно прижавшись друг к другу, усаживались на одном из огромных, окованных железом сундуков. Мимо несли в гостиную лампы, и каждая отбрасывала причудливые тени, похожие на листья пальмы. В детской растапливали печурку.
«Ничто и никогда так не убеждало меня в полнейшей безопасности мира, чем эта печурка, - вспоминал Экзюпери. - Когда я просыпался ночью, она гудела, как шмель». Сундуки таили, чудеса - каждый свои. Вот в этом Синяя Борода из сказки Перро хранил угасшие закаты, безмолвные свидетели его преступлений.Вот в этом ботфорты, плащи, шитые золотом перевязи времен трех мушкетеров или гораздо более древние.Тонио закутывался в плащ, пахнущий пылью, нафталином, другими столетиями, и погружался в свои мечты.
Маленький Антуан любил сочинять стихи и сказки и читать их любимой мамочке. Рос он ребенком подвижным и не всегда послушным. В семье мальчугана звали Король-Солнце из-за белокурых волос, а товарищи - Звездочёт и "Достань-ка луну" из-за вздёрнутого к небу носа.
В самом начале Первой мировой войны в 1914 году Мама Антуана устроилась Сестрой Милосердия в военный госпиталь, а дети отправились учиться в мирную Швейцарию. С детства Тонио привлекала архитектура. И когда он вернулся из Швейцарии, то поступил в парижскую Школу изящных искусств на факультет архитектуры.
В 1921 году Антуан де Сент-Экзюпери добровольцем записался в авиационный полк. И уже через год он получил звание младшего лейтенанта и назначение летчиком в авиационный полк, расположенный на парижском аэродроме Бурже. Теперь он нашел своё призвание – авиацию. Молодой лётчик с увлечением занимался любимым делом: осваивал новые самолёты, прокладывал неизвестные маршруты, интересовался техникой ночного полёта. Можно долго перечислять трудно запоминающиеся географические названия тех мест, где он служил. Летал он и над просторами Африки, и в небе Испании и Южной Америки. Несколько раз попадал в аварии и был неоднократно ранен. Но всегда отважный лётчик оставался бесстрашным Маленьким принцем, спешившим на помощь, стремившимся делать добро. Вот только несколько случаев, описанных в книге А. Шарова «Волшебники приходят к людям», которые, как нельзя лучше, могут рассказать нам, каким человеком был Антуан де Сент-Экзюпери.
В основе ее лежит как бы «маленькая комедийка», поэтому они пронизаны таким лукавым, простодушным юмором, что кажется, сам автор весело смеется, подтрунивая над незадачливыми своими героями.
Читая стихотворение А.С.Пушкина "Пущину" чувствуешь, какую радость испытывает автор от того, что в минуту "заточенья", в котором был тогда Пушкин,
его старый лицейский друг приехал, чтобы '' озарить его лучом лицейских ясных дней''. Чувствуешь, как рад автор приезду родного по духу человека, близкого. Человека, которому можно доверять.
Он обращается к нему: '' Мой первый друг, мой друг бесценный!'', пишет “ я судьбу благословил, когда мой двор уединенный твой колокольчик огласил''. В этих словах вся радость Пушкина, который живёт один, вдали от дома, во ''дворе уединенном, печальным снегом занесенном'', не имеющий возможности видеть близких и родных , окружённый чужими.
Тема народа - его судьбы, менталитета, взаимоотношений с властью - всегда были важнейшей темой в творчестве русских писателей. Особый всплеск интереса к этой теме наблюдается во второй половине 19 века, в преддверии и после отмены крепостного права в России. Именно в этот период творили столь разные по художественной манере, но схожие в своих заботах о народе Н.А. Некрасов и М.Е. Салтыков-Щедрин.
<span> Все творчество Некрасова пронизано «народной темой». Именно ее художник считал своим «гражданским и поэтическим долгом». В поэме «Кому на Руси жить хорошо» он попытался создать всесторонний образ русского мужика, показать его положительные и отрицательные стороны, прояснить дальнейший путь развития русского крестьянства. </span>
<span> С этой целью Некрасов отправляет своих героев – семерых «вольнообязанных» – на поиски счастливого на Руси. Герои пускаются в длинный путь, на их дороге встречаются совершенно разные люди с совершено различными судьбами. Однако всех их объединяет одно – муки, физическое и душевное страдание, связанное с униженным, подневольным положением. </span>
<span> Некрасов не скрывает недостатков русского мужика</span>
<span> </span><span>С этим образом, наверное, в поэму входит другая, главная, тема – тема величия русского народа. Она связана с образами Савелия, богатыря святорусского, Матрены Тимофеевны, Ермила Гирина и, конечно же, Гриши Добросклонова. </span>
<span> Савелия, Матрену, Ермилу отличает сила характера, врожденное чувство собственного достоинства, которое не удалось сломить векам рабства. Именно благодаря этому чувству Савелий не побоялся поднять бунт против «зверя» управляющего, с честью выдержал сорок лет каторги и поселений. Но не озлобился, не сломался, потому что </span>
<span> …</span>
<span> Под стать этому герою и его любимица - Матрена. Сколько испытаний и горя выпало на долю этой женщины! Ей пришлось пережить и изнурительный труд, и унижения, и страшный голод, и смертельные болезни, и смерть детей. Но героиня все вынесла, одна сумела вырастить детей, сохранить свою красоту, доброту, яростную любовь к жизни. </span>
<span> Матрена дожила до того времени, когда стали появляться на Руси такие, как Гриша Добросклонов. Можно сказать, что это новый тип крестьянина - образованного, просвещенного, живущего ради одного – улучшения жизни своих соплеменников. </span>
<span> Некрасов пророчит Грише тяжелую участь – «чахотку и тюрьму», однако он видит в появлении таких героев благостный знак. Родились люди, готовые активно бороться за права крестьянства, готовые поднять революцию. </span>
<span> Взгляд Салтыкова–Щедрина на русское крестьянство отличается большей резкостью и скептицизмом. Безусловно, он согласен с Некрасовым в том, что мужик – это основа и опора России, именно он кормит «элиту страны» - помещиков. В сказках «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» писатель показывает проворность и «умелость» крестьянина, его «приспособленность» к жизни в практически любых условиях: «Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков…. Потом покопался в земле – и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика». </span>
<span> На этом фоне совершенно беспомощно и жалко выглядит «правящий класс», который «палец о палец» ударить не может, но мнит себя «пупом земли»: «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках…» </span>
<span> Однако, по мнению Салтыкова-Щедрина, все эти позитивные качества русского мужика сводятся на нет его пассивностью, ленью, страхом перед «начальством», огромной потребностью иметь «царя-батюшку», который бы руководил им. Именно поэтому народ почти с «благоговением» принимает все зверства Топтыгиных («Медведь на воеводстве»), боится «слово сказать против» – а вдруг съедят! («Премудрый пескарь»). А что же в результате? Существование на грани вымирания, бесконечные унижения и низведение себя до уровня раба, неодушевленного существа. </span>
<span> Таким образом, Некрасов и Салтыков-Щедрин по-разному понимали и освещали проблему русского народа. Оба этих писателя признавали достоинства русского мужика, его огромные таланты, большой потенциал. Однако если Некрасов считал виновным во всем систему, которая не дает мужику «вздохнуть свободно», то Щедрин видел проблему в самом народе, его пассивных качествах, не позволяющих изменить сложившийся порядок вещей. Однако, важно заметить, что оба писателя считали самым эффективным способом улучшения жизни русского крестьянства революцию, которая поднимется «из самых низов», из «крестьянской гущи».</span>
Уж небо осенью дышало А.С. Пушкин … Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.