Теме вины,стыда и извинений посвящено немало сказок,совестливая мораль характерна для данного жанра.
Авторская сказка "Федорино горе" К.Чуковского-яркий пример признания вины нерадивой хозяйкой.Федора поняла свою вину перед домашней посудой,извинилась и изменилась,чтобы вернуть посуду домой.Стыд и вина изменили Федору,она стала самой лучшей хозяйкой и чистюлей.
Авторская сказка "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" Сельмы Лагерлёф.Нильс обидел гнома и тот превратил его в маленького человечка.Прощение Нильс получил после осознания вины,извинения не помогли.Мальчику было стыдно,что он не понимал простых истин,но всё поправимо.
Русская народная сказка "Клад".Бедный мужик не мог похоронить жену,не было денег.стал копать могилу-нашёл клад,но пошёл к попу,который его обманул и лишил денег.Расскаялся поп,стыд не давал ему жить,вина обернула его в козлиную шкуру.Но прощения она так и не поучил,деньги вернул мужику,а так и осталась на попе козлиная шкура.
<em> Рассказ Н.Носова "Кукла" </em>
Автор,сравнивая куклу с человеком, призывает к бережному отношению к игрушке, как к живому существу. Нравственные проблемы воспитания ,равнодушия, жестокости и цены человеческой жизни,всё это закладывается в детстве и как дети относятся к первым игрушкам,так они будут относится к окружающим,когда вырастут.
В рассказе куклу изуродовали,растерзали и цинично выбросили. Акимыч похоронил куклу,сокрушаясь ,какие изверги это сделали. Носов поднимает проблему цинизма,жестокости,цены жизни,так как дети,изуродовавшие куклу не могут вырасти добрыми и сердечными. Многие взрослые прошли мимо, равнодушно и безмолвно,для автора это трагедия.Рассказ учит тому,что равнодушие ,циничность и жестокость заставляют людей терять человеческое лицо,бессердечие губит души,автор призывает не проходить мимо,молча наблюдая,это может привести к большой беде,маленькие отголоски которой пропустили в детстве.
Хокку это что-то вроде пословиц и мудрых изречений, но у них особый жанр, особое строение, особые правила сочинения. Это может быть мудрое изречение человека,которое запомнилось и стало передаваться из уст в уста,постепенно переходя в литературную поэзию. Такие стихи сочиняются быстро,под влиянием непосредственного чувства. Это может быть похвала или наоборот язвительная насмешка. Интересно так же и отметить,что стремление к лаконизму, любовь к малым формам присущи японскому национальному искусству..Хокку- лирическое стихотворение о природе. Что-то вроде картин из нескольких мазочков,которую нарисовал поэт используя чувства переполняющие его. Хокку изображает жизнь природы и человека в их слитном единстве на фоне круговорота времён года.^^В каждом стихе хокку определённое количество слогов: пять в первом,семь во втором и 5 в третьем. Всего семнадцать слогов. Есть хокку сильно похожие на пословицы и со своим значением например стихотворение поэта Басё:
Слово скажу-
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
Это значит "осторожность иногда заставляет промолчать" Но есть у хокку отличие от пословицы по своим жанровым значениям.И ещё поэты вписывают в хокку все свои чувства,чтобы их испытал читающий,именно поэтому сборник хокку нельзя "пробегать глазами" иначе суть вложенная в эти трёхстишия не передастся читателю. Пока всё^^ В следующей статье рассмотрим более известных поэтов хокку: Мацуо Басё и Исса Кобаяси. **
Мальчик был голоден. Он решил подстрелить зайца, которого выгнала к нему умная собака. Он зарядил ружьё, изготовился, и вдруг совсем рядом увидел волчью морду. Выстрелил Митраша почти в упор и окончил долгую жизнь Серого Помещика. Выстрел услыхала Настя. Брат с сестрой провели ночь на болоте, а утром вернулись домой с тяжёлой корзиной и рассказом о волке. Те, кто поверил Митраше, пошли на елань и привезли мёртвого волка. С тех пор мальчик стал героем. К концу войны его уже не называли «мужичком в мешочке», так он вырос. Настя долго корила себя за жадность к клюкве и отдала всю полезную ягоду детям, эвакуированным из Ленинграда.
А вот и зима наступила.Полетели снежинки,С деревьев седых. Реки застыли.Серебрянные узоры повисли на окнах.Какие картины рисует метель!Всё блестит.