<span>В рассказе «Кавказский пленник» Л. Н. Толстой противопоставляет двух
героев – офицеров русской армии Жилина и Костылина, служивших на Кавказе и
попавших в плен к горцам (которых в рассказе называют татарами) . <span>
Начиная читать рассказ, мы еще не знаем характеров главных
героев, а только узнаем их фамилии, но у нас сразу возникает ощущение, что
автору больше нравится Жилин, чем Костылин. Жилин, видимо, мужчина «жилистый» ,
крепкий, с твердым характером, а у Костылина характер, скорее всего, как бы
«хромает» . Мы предполагаем, что Костылин - человек зависимый, нерешительный,
нуждающийся в посторонней помощи. Дальнейшие события это подтверждают.
В плен двое офицеров попали по вине Костылина, который должен
был прикрывать Жилина, а вместо этого испугался и бросился бежать. Жилин не
стал держать злости на своего сослуживца, ругать, проклинать его. Это говорит о
его великодушии. В плену они вели себя по-разному. Костылин по требованию
горцев сразу написал письмо на родину о том, чтобы за него отдали выкуп. А
Жилин намеренно указал на письме неправильный адрес, решив, что обязательно
сбежит из плена. Но, кроме хитрости, Жилин проявляет и гордость, и мужество:
понимая, что его могут убить, если за него не заплатят, он все равно не боится
им об этом сказать («С ними что робеть, то хуже») . И татары его за это
уважают. Когда решается вопрос о выкупе, Жилин ведет переговоры, диктует
условия, и при этом заботится не только о себе, но и о Костылине.
В отличие от своего приятеля, Жилин не надеется на чудесное
спасение и не сидит сложа руки. Он человек деятельный и все время обдумывает,
как бы спастись из плена. В этом главное отличие этих двух людей. Один из них
деятельный, работящий, верящий в то, что из любого положения можно найти выход,
а второй – увалень, лентяй и трус. Глядя на то, как Жилин мастерит кукол или
плетет плетенки, хозяйская дочь Дина испытывает к нему симпатию и начинает
заботиться о нем. А по ночам Жилин роет подкоп, чтобы спастись.
Когда к побегу все готово, Жилин берет товарища с собой, он
хочет спасти и его. Тот отказывается, робеет, но Жилин все же уговаривает его
бежать. Побег оказался неудачным, опять же из-за Костылина. Неуклюжий,
плаксивый, он натер себе ноги сапогами. Речь идет о спасении жизни, а ему идти
некомфортно! Несмотря на то, что Костылин был грузным, Жилин взвалил его на
плечи и долго нес. Не мог он товарища в беде оставить.
Их поймали, надели на ноги колодки и посадили в глубокую яму.
Казалось бы, спасения нет. Но благодаря Дине, Жилину все же удалось сбежать. А
Костылин в этот раз бежать отказался, он смирился со своей судьбой, да и
состояние ему не позволяло. Вот так и бывает: тот, кто ставит перед собой цель,
верит в нее и делает все, чтобы ее достигнуть, тот побеждает. А тот, у кого воли
нет, кто духом слаб, того и силы оставляют.
<span>Жилин сумел прижиться во враждебной обстановке, и это помогло
ему выбраться из плена. Другого человека такой случай выбил бы из колеи,
заставил бы уехать домой, но Жилин не так5ов. Он остался служить на Кавказе. А
за Костылина через месяц дали выкуп, и он был отпущен еле живой. Что с ним было
дальше, Толстой не сказал. Наверное, не посчитал нужным даже упоминать о судьбе
этого никудышного человека.</span></span></span>
Противоречивые чувства вызывает данная повесть: с одной стороны начинаешь злорадствовать, т.к. Эбинейзер Скрудж своими же руками проложил путь к его нынешнему состоянию; с другой стороны хочется пожалеть беднягу, т.к. каждый человек достоин жить счастливо и умереть не в одиночестве.
Первым был Святочный дух Прошлых лет, пробудивший в нашем герое всё самое тёплое, бывшее когда-то в нём, но канувшее в небытие... Так легко он смог расстаться с любимыми людьми... Это один из самых трагичных моментов в повести, ведь так больно видеть то, что когда-то было дорого твоему сердцу, а сейчас недоступно.
Во вторую ночь Скруджа посещает Дух нынешних Святок, который показывает герою жизнь обычных людей, которые не лишены радости по поводу праздника, и, в особенности, их отношение к самому Скруджу, т.к. он славится своим скупердяйством.
Наконец, является и третий дух - Дух будущих Святок. Не произнося ни слова он ведёт показывать Скруджу его возможное будущее, которое ещё можно изменить! (что он и сделал)
— так де воно й вiзмецця, ниначе з неба.
<span>I
Ганна</span>Звонкая песня лилась рекою по улицам села***. Было то время, когда утомленные дневными трудами и заботами парубки и девушки шумно собирались в кружок, в блеске чистого вечера, выливать свое веселье в звуки, всегда неразлучные с уныньем. И задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо, превращая все в неопределенность и даль. Уже и сумерки; а песни все не утихали. С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак Левко, сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идет по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает. Вон он тихо остановился перед дверью хаты, уставленной невысокими вишневыми деревьями. Чья же это хата? Чья это дверь? Немного помолчавши, заиграл он и запел:<span>Солнце низенько, вечiр близенько,
Вийди до менє, мое серденько!
</span>— Нет, видно, крепко заснула моя ясноокая красавица! — сказал козак, окончивши песню и приближаясь к окну. — Галю! Галю! ты спишь или не хочешь ко мне выйти? Ты боишься, верно, чтобы нас кто не увидел, или не хочешь, может быть, показать белое личико на холод! Не бойся: никого нет. Вечер тепел. Но если бы и показался кто, я прикрою тебя свиткою, обмотаю своим поясом, закрою рунами тебя — и никто нас не увидит. Но если бы и повеяло холодом, я прижму тебя поближе к сердцу,