Валерий Ватенин. «Голуби в небе» (1960-е, картон, темпера). Из частного собрания. На выставке «Право на грядущее» до 19 ноября!
Валерий Ватенин — один из самых ярких, оригинальных художников Ленинграда 1960–1970-х годов. Среди своих товарищей по группе «Одиннадцать» он выделялся интересом к сюжетосложению, к разнообразию приемов построения рассказа в картине, к символизму образов. Избегавшие официоза художники того времени погружались в живописно-пластические поиски и не сильно интересовались сюжетом.
Ватенин же стремился обогатить свои картины необычными повествовательными ходами и актуальным содержанием.
Одной из тем, волновавших художника, были урбанистические рефлексии: самоощущение человека в городе, сопоставление городской среды и природы, город как структура времени.
Дружбу Дубровского и Троекурова разрушил случай. Как-то раз перед охотой гости осматривали псарню Троекурова и восхищались отличной сворой, которую богатый помещик мог позволить себе иметь. Только Дубровский хмурился, потому что, будучи страстным охотником, не мог по причине своей бедности позволить себе держать многочисленную свору. На вопрос Троекурова, почему тот хмурится, Андрей Гаврилович ответил, что у людей Кирилы Петровича вряд ли такое же житье, как у собак на псарне. Один из псарей Троекурова обиделся: «Мы на свое житье, — сказал он, — благодаря бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было б и сытнее, и теплее» . Дубровский оскорбился и уехал. На требование Троекурова немедленно вернуться ответил решительным отказом, а наутро прислал письмо, в котором требовал отправить к нему для наказания псаря Парамошку, оскорбившего дворянина. Самолюбие Троекурова было задето, потому что своих людей наказывал только он сам. Началась открытая вражда между бывшими друзьями.
И. Франко " Сказка о глупости"
Он шел по улице и тихо плакал.
Облезлый, одноухий, с больною лапой.
Повисший хвост, несчастные глаза,
А в них жемчужинкой дрожит слеза.
Его никто вокруг не замечал,
А если и заметил, то ворчал,
А мог еще и палкой замахнуться.
Он убегал, когда мог увернуться.
Он с грустью думал:”Я такой урод.
Ну кто такого жить к себе возьмет».
Так шел он, шел по краешку дороги.
И вдруг перед собой увидел ноги.
Огромные такие две ноги,
Обутые в большие сапоги.
В смертельном страхе он закрыл глаза,
А человек нагнулся и сказал:
«Красавец-то, какой! А ухо! Взгляд!
Пойдешь со мной? Я буду очень рад.
Принцессу и дворец не обещаю,
А молочком с сосиской угощаю».
Нагнулся, протянул к нему ладошку.
Он первый раз держал в ладошках кошку.
Взглянул на небо, думал, дождь закапал.
А это кот в руках от счастья плакал.
На оконных стёклах рано утром, когда все спят, появляются узоры. Каждый день они разные. Создается впечатление, что кто-то специально их рисует, чтобы мы удивлялись их красоте и неповторимости! Наверное, это мороз создаёт такие удивительные прекрасные завитушки. Если долго в них вглядываться, можно увидеть кружевное, до пола, платье невесты, которая идёт к алтарю, чтобы навеки соединить свою судьбу с любимым. Но можно увидеть не только её, но и зимнюю аллею, в конце которой стоит гордый олень с большими и сильными рогами, напоминающими большую корону.
В другой части оконного стекла летит большая снежинка. Я никогда не видела такой красоты! Обычно, когда на улице идёт снег, я подставляю варежки и рассматриваю снежинки. Они такие крошечные и хрупкие. А эта! Огромная, резная!
<span> Разве можно летом увидеть такие красивые узоры на стекле? А поиграть в снежки, слепить снеговика, у которого вместо носа морковка, а вместо рук две палки? Прокатиться со снежной горки, на которой специально для детей вырезали красивые картины? Разве можно встретить Новый Год летом и сходить на ёлку? Нет, конечно же, нельзя, это можно сделать только зимой, и я люблю это время года за все его чудеса! А особенно за то, что «рисует узоры мороз на оконном стекле…»</span>