Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский
Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным призывом к миру. В 1957 году в газете “Правда” был опубликован его рассказ “Судьба человека”, поразивший мир своей художественной силой. Главный герой рассказа — Андрей Соколов — ровесник века, его жизнь вобрала в себя историю страны. Он мирный труженик, ненавидящий войну. С сердечным трепетом вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью, был счастлив. О жене он говорит: “И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!” Сетует Андрей Соколов, что дом его был около авиазавода: “Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе...” И еще не забыть, как при расставании оттолкнул жену, вцепившуюся в него: “Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут...” Этот человек с беспримерной стойкостью вынес все выпавшие на его долю испытания: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, истязания и издевательства гитлеровцев, гибель оставшейся в тылу семьи и, наконец, трагическую смерть любимого сына Анатолия в последний день войны — девятого мая. “Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее. Поедем со мной!” Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, “на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?” Пережитые страдания не прошли даром, они присыпали пеплом глаза и душу Андрея Соколова, но не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе Соколова, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство ответственности за ее судьбу. Храбро выполнял он на фронте свой воинский долг. Под Лозовеньками ему поручили подвезти снаряды к батарее. “Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным... Командир нашей автороты спрашивает: “Проскочишь, Соколов?” А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!” Оглушенный разрывом снаряда, очнулся уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит Соколов, как идут на восток наступающие немецкие войска. Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя. Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине. “Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем”. Оставшись один на всем белом свете, этот человек сохранил в своем израненном сердце теплоту и отдал сироте Ванюше, заменив ему отца. Источником жизни стала для Соколова любовь к мальчонке-сироте. “Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал. Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь... зажжешь спичку и любуешься на него...” Писатель заканчивает рассказ “Судьба человека” уверенностью в том, что “этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина”. <span> Форма рассказа “Судьба человека” проста и гениальна одновременно—“рассказ в рассказе”. Участник событий сам повествует о себе. Это позволяет создать особую доверительность, правдивую картину повествования. “Судьба человека” — самое короткое произведение Михаила Александровича Шолохова, но по своему эмоциональному воздействию оно не уступает другим его творениям. Обобщенный образ героя подчеркнут названием. Это, действительно, судьба многих советских людей, разделивших со страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому. На таких людях держится мир!</span>
Цикл «Памяти матери» был написан Твардовским в 1965 году, после смерти матери.
Цикл состоит из четырех стихотворений, объединенных общим названием и общей темой
— историей жизни матери.
Открывает цикл стихотворение «Прощаемся мы с матерями», в котором развивается драматическая тема разлуки сыновей с матерями. Оно представляет собой своеобразный зачин, который задает напряженный тон всему циклу.
Второе стихотворение — «В краю, куда их вывезли гуртом». Оно построено на реальных фактах: семья Твардовских была выслана в североуральскую тайгу. Это событие и нашло отображение в стихотворении. Два центральных образа — северная тайга, где глухие и нелюдимые «леса без краю и конца» и взгорок с «березами кудрявыми» — противопоставлены друг другу и отражают трагедию человека, навсегда оторванного от «малой» родины.В третьем стихотворении — «Как не спеша садовники орудуют» — тоже звучит мотив разлуки. В центре — тема последнего прощания. Лирический герой ловит себя на постыдном желании ускорить печальную процедуру, которую с «пожарным навыком» проделывают могильщики.
Ведь ты им сам готов помочь,
Чтоб только все — еще короче.
Стихотворение, замыкающее цикл, подхватывает тему прощания. Эпиграфом к нему служат слова из народной песни, повествующей о разлуке дочери, выходящей замуж, с матерью. В связи с этим возникает образ перевозчика-водогребщика. Однако с развитием лирического сюжета образ перевозчика трансформируется: сначала это «парень молодой», а в последней строфе уже «старичок седой». Таким образом, он приобретает черты мифологического Харона и возникает тема «последнего перевоза».
Как то раз мы с моим другом ездили на велосипеде . И вдруг за нами бежала большая собака, она бежала очень быстро и мы ехали быстро как могли я не оглядывался по сторонам а смотрел только вперед я не увидел что впереди меня небольшая яма я споткнулся и упал в неё. мой друг остановился взял большой камень и бросил в собаку , и она убежала я встал и поднял велосипед . мой друг меня в трудную минуту не бросил .
<span>«Кольца Альманзора» — фильм-сказка режиссёра Игоря Вознесенского, снятый в 1977 году по произведению Тамары Габбе «Оловянные кольца» . Премьера состоялась в январе 1978 года. </span>