Объяснение: Аудио
-Закройте глаза, приготовились? Слушаем.
– Что вы услышали в музыке?
-Что почувствовали?
-Что представили себе, пока слушали музыку?
– Какое время года вы представили? (осень)
– Эта пьеса называется “Октябрь”.
- Сегодня мы будем говорить об осени, о тех явлениях природы, что связаны с ее приходом. Будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказать, как красива природа.
-А для того, чтобы узнать, как поэты описывают природу мы вспомним биографию поэта, с которым вы уже знакомы. Для того, чтобы узнать с каким именно поэтом, вам нужно составить фамилию автора из пропущенных в словах букв.
(.нига, лист.к, гла.а, .иса, прир.да, .ремя) КОЗЛОВ
-Давайте откроем оглавление учебника и вспомним, какие произведения этого автора мы уже изучали.
-Что же вы помните из биографии Сергея Григорьевича Козлова?
Биография С.Козлова Свои первые стихи он начал писать в 8 классе. До того, как стать профессиональным писателем, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции. Как автор сценария он принимал участие в создании таких мультфильмов для детей, как «Львенок и Черепаха пели песню», «Ежик в тумане».
Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет. Оттуда Лермонтов ушёл в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После её окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «На смерть поэта», за которое был выслан на Кавказ. Через несколько лет, в 1840 году, его опять высылают на Кавказ, где в 1841 году под Пятигорском он погиб на дуэли с Мартыновым. В своём творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нравственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судьбе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным положением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждается. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей. Но это рассудочное желание, поэтому он всё равно остаётся чужд миру. В зрелой лирике эмоции поэта выражены более скупо, его анализ становится точнее и холоднее. Творчество М. Ю. Лермонтова характеризует духовная неуспокоенность, стремление к свободе, внутренней целостности и гармонии с миром.
Сочинение по литературе. Участие природы в судьбе героев сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца»
«Ни
у одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого
гармоничного сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую
это у Вас.. . удивительно богат и широк мир, познанный Вами» , — писал
М. Горький о М. М. Пришвине. В окружающем мире писатель видел особую
красоту и развивал в своем творчестве идею взаимосвязи человека и
природы. Этой же теме посвящена сказка-быль «Кладовая солнца» .
С
самого начала произведения мы попадаем в чудесный мир, где все живое
взаимосвязано и где природа принимает самое непосредственное участие в
судьбе героев. Сначала мы узнаем, что в селе осиротели двое детей. Но
дети эти были «умненькие» и, главное, дружные, поэтому они быстро
освоили премудрости сельской жизни. Они ухаживали за домашними
животными, работали в огороде, а в ответ получали молоко и щедрый
урожай.
Однажды от людей они узнали, что клюква, которая
перезимовала под снегом, становится очень вкусной, и, как только сошел
снег, отправились на Блудово болото. Собираясь, дети вспомнили,
что слышали от отца о не известной никому палестинке, где растет самая-самая сладкая клюква.
По
пути дети должны были пройти само Блудово болото, о котором в народе
ходила легенда о том, как лет двести тому назад ветер-сеятель принес два
семечка: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле
большого плоского камня, и с тех пор ель и сосна растут вместе. И, когда
ветер качает деревья, ель и сосна стонут, словно живые существа. Настя и
Митраша присели отдохнуть у Лежачего камня, недалеко от этих деревьев.
«Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи» , что
даже тетерев не обратил на них никакого внимания. Вокруг царила
необыкновенная красота, и раздавалось только слабое пение птиц,
«посвященное восходу великого солнца» . А когда они собрались идти
дальше, внезапно налетел ветер, рванул, ель нажала на сосну, сосна на
ель, и деревья застонали. Как будто сама природа предостерегала детей
<span>1Странная наружность, угрюмо сдвинутые брови, стук костылей и клубы табачного дыма, которыми он постоянно окружал себя, не выпуская изо рта трубки, – все это пугало посторонних, и только близкие к инвалиду люди знали, что в изрубленном теле бьется горячее и доброе сердце, а в большой квадратной голове, покрытой щетиной густых волос, работает неугомонная мысль.
2</span>Помни смертный час,
Помни трубный глас,
Помни с жизнию разлуку,
<span>Помни вечную муку…
3</span><span>Казалось даже, будто он свыкся с своей долей, и странно-уравновешенная грусть без просвета, но и без острых порываний, которая стала обычным фоном его жизни, теперь несколько смягчилась. Но это был лишь период временного затишья. Эти роздыхи природа дает как будто нарочно; в них молодой организм устаивается и крепнет для новой бури. Во время этих затиший незаметно набираются и зреют новые вопросы. Один толчок – и все душевное спокойствие всколеблется до глубины, как море под ударом внезапно налетевшего шквала.
4</span><span>В эту минуту блестящий метеор, сорвавшись откуда-то из глубины темной лазури, пронесся яркою полосой по небу, оставив за собой фосфорический след, угасший медленно и незаметно. Все подняли глаза. Мать, сидевшая об руку с Петриком, почувствовала, как он встрепенулся и вздрогнул.
5</span><span>Все эти темные представления мучили и не удовлетворяли. Они стоили больших усилий и были так неясны, что в общем он чувствовал лишь неудовлетворенность и тупую душевную боль, которая сопровождала все потуги больной души, тщетно стремившейся восстановить полноту своих ощущений.</span>