Ну как мышь может быть больше слона?! Глупый вопрос. Мышь очень маленькая. Но слон боится мыши
Күренекле галим, язучы һәм мәгърифәтче, татар халкының Каюм Насыйри (Габделкаюм Габделнасырович Насыров) дәвамында үз артык ярты гасырлык фәнни, әдәби һәм педагогик эшчәнлеге издал кырыкка якын хезмәт буенча нәфис әдәбияты, фольклоры белән таныштыру, филология, педагогике, математика, тарих, география, астрономия һәм башка фән тармаклары. Каюм Насыйри иде истинным галимнәргә, ул кайнар яратты, үз ватаннарын, үз халкы һәм күп эш башкарган өчен, аны үстерү.
Буларак, язучы-демократом, мәгърифәтче, Каюм Насыйри гомере буе бирдем эш тарату арасында татар халкының фән һәм белем, мәдәният һәм прогресс. Ул барды, алда вәкилләре, демократик юнәлештәге иҗтимагый тормыш, гел ратовал өчен бер-берсенә якынайту, татар эшлеклеләре белән рус революцион хәрәкәте өчен көрәшкән өйрәнү татарлары рус теле.
Туган Каюм Насыйри 14(2) февралендә 1825 елның авылда Югары Ширданы Зөя өязе. Гаилә Насыровых отличалась бүтән шул, - дип аның башлыгы Габделнасыр иде укымышлы кеше булуын ул вакытларда авылларда дип саналды редким күренеш. Әтисе-булачак галим, яхшы владел пером, белә идем, рус, фарсы һәм гарәп телләре. Ул язган, берничә китап. Габделнасыр привил балаларга хезмәткә мәхәббәт, мәхәббәт китапларга. Балачак галим һәм язучы узды туган авылында.
Анда 1841 елда Каюм алып Казан һәм поместили мәдрәсә, аны тәмамлый 1855 елда. Тәмамлангач, мәдрәсә аңа булырга тәкъдим иттеләр укытучысы татар теле, Казан рухи училищесын тәмамлый. Эш рус уку йортында мөмкинлек бирде аңа яхшы өйрәнергә, рус тел. Желая белемнәрен тулыландыру, Каюм Насыйри керә вольнослушателем Казан университеты. Карамастан, ул эшләгән укытучысы " духовный семинариясе, яшәгән Каюм Насыйри бик тыйнак. Бу семинариясенең Насыйри укыта 15 яшькә кадәр, 1871 ел.
Уйдя берсе духовный семинариясе, Каюм Насыйри посвящает үзләрен эш укыту рус грамотага татар балалары. Ул оештыра, мәктәпкә татар балалары өчен, ул просуществовала кадәр 1876 ел. Шул ук елны к. Насыйри , бу очракта каршылыклар китереп чыга инспекторы белән нерусских мәктәпләре в. В. Радловым, калдыра, мәктәпне тулысынча посвящает үзен әдәби һәм фәнни-педагогик эшчәнлек. Бу елларда к. Насыйри язган үзләренең иң яхшы әсәрләре.
Фәнни һәм әдәби эшчәнлеге Каюм Насыйри башланды ахырында 50-нче еллар. Беренче печатным аның хезмәтләре иде дәреслек "Синтаксис", вышедший дөнья күргән " 1860 елда. Аннары чыга, аның китаплары төрле тармаклар буенча белем, шулай ук әдәби әсәрләр. 1871 елда ул башлады издавать өстәл көндәлек календаре, турында хыялланган басма татар көндәлек газета. Ул хәтта тапкан исеме газетасында - "Иртәнге йолдыз", әмма царское хөкүмәт бирде рөхсәт басма газета. Булса да, царские хакимияте притесняли татар, Каюм Насыйри өмет үстерү, үз милләт связывал белән рус халык. Ул даими рәвештә ратовал бер-берсенә якынайту өчен, бу ике халык. Ул чутко һәм ревниво оберегал намусына ил, татар һәм рус халыклары. Насыйри да бигрәк, уңышка ирешкән, үз хезмәтләре ул иреште, беренче чиратта нәтиҗәсендә рус мәдәнияте һәм сближению аның белән.
Һинд поборник агарту, Каюм Насыйри стремился гомере буе төзергә мәктәпне туган авылында. Сүзләренә караганда, аксакаллары, К. Насыйри төзегән мәктәпкә. Бина аның да сакланып калды безнең көнгә кадәр. Тик якты образы гыйльми калды йөрәгендә генә түгел, авылдашлары да, барлык, кемгә кыйммәт үткәне, безнең халыкларның бай мирас калдырган язучы һәм галим.
Шестой царь Вавилона - Хаммурапи, один из величайших политиков древности, правил Вавилоном с 1792 по 1750 г. до н. э. Взойдя на трон небольшого царства, расположенного в среднем течении Евфрата, Хаммурапи закончил свои дни повелителем огромного (по тогдашним меркам) государства. После объединения страны Хаммурапи пришлось решать очень сложные задачи. Чтобы владения не распались на отдельные области, власть царя должна быть сильной. Но Хаммурапи не мог отбирать у крестьян землю, вновь создавать крупные царские хозяйства, набирать ремесленников в царские мастерские. Такие действия привели бы к быстрому упадку страны - люди успели привыкнуть к самостоятельности и относительной свободе, к доходам от рыночной торговли. Мудрый Хаммурапи нашел способы, позволяющие управлять деятельностью подданных. Он стал автором самого известного на Древнем Востоке сборника законов, названного историками "Кодексом Хаммурапи" - каменный столб с изображением царя Хаммурапи и текстом 247 его законов, написанным клинописью. Из этих законов (в основном) и стало известно о жизни Вавилонии и о том, как Хаммурапи управлял страной. Хаммурапи не стал создавать царские поместья, отбирая землю у крестьян. Он воспользовался участками, которые общины выделяли ему как царю. На эти земли Хаммурапи посылал своих людей - воинов и так называемых "мушкену". Мушкену считались приближенными царя и получали от него землю, скот и зерно, необходимые для ведения хозяйства. Кража имущества у мушкену каралась строже, чем кража у простого крестьянина. Так царь мог влиять на жизнь сельских общин через верных ему и зависимых от него людей. Пришлось царю заниматься и крестьянскими долгами. Раньше крестьяне платили налоги, в основном, зерном, маслом, шерстью. Хаммурапи начал взимать налоги серебром. Однако, далеко не все крестьяне продавали продукты на рынках. Многим приходилось брать серебро в долг у тамкаров (заимодавцев) за дополнительную плату. Тем, кто был не в состоянии расплатиться с долгами, приходилось отдавать в рабство кого-нибудь из родственников. Хаммурапи несколько раз отменял все накопившиеся в стране долги, ограничил долговое рабство тремя годами, но справиться с проблемой долгов ему так и не удалось. Немудрено, ведь среди тамкаров были не только торговцы, но и сборщики налогов, и хранители царской казны. Право в своде Хаммурапи не совпадает с религией, но, тем не менее, праву придается сакральный характер. В законах отсутствует разделение на публичное и частное право. Наказание рассматривается как возмещение вреда, причиненного отдельному лицу, наказание назначается судами. Формируются весьма нечеткие представления о видах вины. Впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона. Однако талион применялся только среди равных. Законы формируются как закрепленные нормы, сложившиеся в практике, без теоретического обобщения. Долгое время Вавилон оставался самым могущественным городом в Междуречье. В IV в. до н. э. в Вавилоне жило не меньше 200000 человек - это был огромный по тем временам город. Но в 539 г. до н. э. красивейший город почти без сопротивления сдался иранскому царю Киру. Хаммурапи не удалось создать крепкое государство. Уже при правлении его сына, Самсуилуны, Вавилония потерпела ряд тяжелых поражений от своих соседей, и ее владения сократились. Но Хаммурапи все же добился большего, чем его предшественники или цари соседних стран. Он первым из правителей древности соразмерил с силой царя силу закона и признал за подданными право самим заботиться о своей жизни. Наконец, Хаммурапи предложил народу образ Бога, устанавливающего согласие между людьми. Начиная с правления Хаммурапи, Вавилон 1200 лет был важным культурным и научным центром Передней Азии.
310. heller, kleine, kleines, gepflegten, hochen, junges, sportlichen, breiten, langen, runden, kurzer, liebes, lange, neues, neuen, neuen.