Сказка Пушкина, несмотря на кажущуюся внешнюю простоту, свойственную
всему творчеству поэта, является глубокой по смыслу и сложной по
психологической насыщенности. Юной царевне автор противопоставляет злую
мачеху.
Молодую девушку поэт рисует доброй, кроткой, трудолюбивой
и беззащитной. Ее внешняя красота соответствует красоте внутренней.
Трудно ей жить в мире, где есть зависть, зло и обман.
Совсем иной предстает перед нами царица-мачеха. Она тоже красавица, но «гневлива», и ревнива, и завистлива.
Мысль
о том, что красота внешняя — ничто без красты внутренней, пронизывает
всю сказку. Молодую царевну многие любили. Возникает вопрос, почему же
они не спасли ее. Да потому, что только королевич Елисей любил ее
по-настоящему, искренне и преданно.
Действительно, обратимся к
сказке. Правдивое зеркальце невольно выдавало царевну. Один раз
пожалевшая девушку Чернавка тоже оказалась способной на предательство. А
доброта и сердечность лесных братьев были лишены настоящей глубины.
Верная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждая ее от вечного сна.
Зло, утверждает поэт, не всесильно, оно терпит поражение.
Злая
царица-мачеха, хоть «умом и всем взяла», не уверена в себе. Поэтому и в
зеркальце она нуждается постоянно. Умирает цари-ца-мачеха от зависти и
тоски. Так Пушкин показал внутреннюю несостоятельность и обреченность
зла.
План к этой сказке можно составить такой:
1). Хорошо жилось детям с отцом в королевском дворце.
2). Появление мачехи, ее козни.
3). Жизнь Элизы в крестьянском доме. Превращение братьев в белых лебедей.
4). Мачеха вредит Элизе. Король не признал в ней дочь.
5). Приключения Элизы в пути. Встреча со старушкой.
6). Встреча с братьями - лебедями.
7). Братья и Элиза сплели сеть, и, став лебедями, понесли в ней девушку в чужую страну.
8). Грозу они пережили, стоя на небольшом утесе посреди моря.
9). Сон Элизы, в котором фея рассказывает ей, как можно спасти братьев.
10). Элиза начала вязать рубашки из крапивы братьям.
11). Встреча с королем. Король увез Элизу в свой дворец.
12). Элизу должны сжечь на костре за то, что она ночами рвала крапиву на кладбище.
13). Элиза накинула рубашки на братьев, заклятие спало. Пир во дворце у короля.
Компьютер помешал выучить стихотворения и реки Америке
Александр Блок
<span>Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи,
И вязнут спицы росписные
В расхлябанные колеи...
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые —
Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею
И крест свой бережно несу...
Какому хочешь чародею
Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет, —
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит
Твои прекрасные черты...
Ну что ж? Одной заботой боле —
Одной слезой река шумней,
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
И невозможное возможно,
Дорога долгая легка,
Когда блеснет в дали дорожной
Мгновенный взор из-под платка,
Когда звенит тоской острожной
Глухая песня ямщика!</span>
Роман "Мастер и Маргарита" произвел на меня неизгладимое впечатление. В нем органично переплетены далекое прошлое и настоящее, реальное и потустороннее. Сквозь эти сюжетные линии проходит тема истины. Она как бы объединяет всех персонажей, цементирует повествование. Образцом кристальной честности в романе является Иешуа Га-Ноцри. Стоит вспомнить сцену допроса Иешуа Понтием Пилатом. Искушенный жизнью прокуратор, возможно, впервые за все время своего существования увидел абсолютно честного человека. Его поражает соседство в Иешуа мудрости с наивностью. В голове прокуратора не укладывается, почему этот слабый, тщедушный человек не хочет солгать, чтобы спасти свою жизнь, ведь это так легко. Прокуратору было бы проще принять Га-Ноцри за слабоумного, чем поверить в его абсолютную честность, ведь одно только существование этого человека уличает всех и вся во лжи, в лицемерии. Как хотелось бы Пилату сохранить жизнь Иешуа, но он боится власти кесаря, изгнания. Он, великий прокуратор, отмеченный печатью власти, вынужден лицемерить и лгать, а этот бродяга, стоящий на краю могилы, с такой легкостью остается правдивым.
Перед смертью, Иешуа говорит, что никого не винит в своей гибели, но добавляет, что "в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость".
Как это ни странно, но вторым образцом правдивости предстает в романе сатана. Его честность несколько иного сорта: это право сильного. Он постоянно уличает во лжи простых смертных и наказывает их за эту ложь.Автор призывает читателей присмотреться к миру вокруг, к себе самим, осознать насколько глубоко в нашу жизнь проникла ложь. Воланд на сеансе разоблачения черной магии говорит свою знаменитую фразу о том, что люди не изменились. Это важная веха в раскрытии темы истины в романе. Люди в большинстве своем остались лживыми, завистливыми, мелочными. "Великой истиной" романа "Мастер и Маргарита" можно назвать мысль Булгакова о том, что необходимо великое мужество, чтобы противостоять общепринятой норме лжи, царящей в обществе.