Под плеоназмом понимают избыточность лексических единиц со сходной семантикой. Простейший пример - "масло масляное". Он заодно демонстрирует частный случай п. - тавтологию, когда используются однокоренные слова как разные части речи в одном предложении.
Можно долго рассуждать о том, как плеоназмы засоряют речь демонстрируют прорехи в логичности мышления, но мне хотелось бы остановиться на двух других моментах: на их употреблении в поэтической речи и на псевдоплеоназмах.
Начну с последнего. В одном из ответов был пример
Автобиография - это собственное жизнеописание. Не факт, что всегда моё.
o
"Иванов читал автобиографию Петрова", - в этой фразе есть смысл, потому что Иванов читал жизнеописание Петрова, сделанное Петровым. Если бы слово "автобиография" означала бы лишь "мою биографию", то единственная а., которую мог бы читать Иванов - его, Иванова, а чья-либо другая. Когда что-то может быть твоим, нашим, чужим или принадлежащим кому угодно, оно может быть и моим. Поэтому словосочетания
допустимо лексическим значением и здравым смыслом.
Действительный, а не мнимый плеоназм возникает, когда говорят (пишут): "Я пишу мою автобиографию". Хотя... Л. И. Брежнев издал цикл автобиографических сочинений ("Малая Земля", "Возрождение", "Целина"), за которые получил Ленинскую премию, хотя за него трудился "литературный негр" - А. А. Аграновский (есть мнение, что в соавторстве). Этот писатель мог бы заявить смело: "Я пишу автобиографию Брежнева", - но здесь была бы массивная игра смыслами и подтекстами. Сказав такое, сочинитель заявил бы, что генсек не писал биографию сам, но поставил свою фамилию под трудом другого человека.
<hr />
Отдельно хотелось бы остановиться на п.
Он возник из юридической формулы, описывавшей дату по шаблону: "дня такого-то, месяца сякого-то, года эдакого" и является одним из старейших в русском языке образцов канцелярита. Избыточная штучка - спору нет, но сама по себе - памятник истории.
<hr />
П. в литературе служит созданию не столько художественного образа, сколько усилению определённого впечатления, заострения внимания слушателя (читателя) на неком объекте. Отсюда случаи п. в фольклоре:
Ср. у Пушкина стилизацию под язык сказок:
В произведениях, не относящихся и не стилизованных под фольклор, п. и тавтология также употребляются как дополнительное средство выразительности (если не считать, что автор - обыкновенный графоман):